ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

ѕомпео Ѕатони (1708-1787)

 

¬ творчестве италь€нского художника XVIII века ѕомпео ƒжироламо Ѕатони (1708-1787) на редкость органично слились различные стилевые тенденции и направлени€ эпохи: еще не изжитые, порою едва заметные, отголоски позднего барокко, легкие игривые формы рококо, ве€ни€ нового течени€ - неоклассицизма, основные эстетические принципы которого были провозглашены в 1763 году немецким ученым, жившим в –име, »оганном »оахимом ¬инкельманом. ¬се это вместе придало искусству Ѕатони своеобразие, но одновременно €вилось причиной Ќекоторой расплывчатости и в€лости стил€.

Ѕатони родилс€ в Ћукке, в семье золотых дел мастера и первые художественные навыки получил у своего отца. ¬озможно, именно уроки отцовского ремесла сказались в столь последовательной приверженности Ѕатони к ювелирной отточенности и из€ществу формы. ƒев€тнадцатилетним юношей Ѕатони переезжает в –им и остаетс€ здесь до конца своей жизни. ¬начале, на очень короткий срок, он становитс€ учеником јгостино ћазуччи и —ебасть€но  онка. Ќо вскоре Ѕатони встает на путь самосто€тельных зан€тий, пристально изуча€ и копиру€ картины –афаэл€ и јннибале  арраччи, а также неустанно зарисовыва€ античные статуи, наполн€вшие тогдашний –им. Ёти рисунки стали хорошей школой дл€ мастера. ”же к началу 1730-х годов относ€тс€ первые произведени€ и в общих чертах оформл€етс€ стиль Ѕатони, который на прот€жении последующих дес€тилетий лишь так или иначе модифицировалс€ в соответствии с изменением художественных прив€занностей мастера.

—удьба Ѕатони сложилась удачно. ”спех сопутствовал ему в –име. ќн не имел недостатка в заказах на алтарные образы и аллегорические картины. —лава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать. »скусство Ѕатони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников.

ѕомпео Ѕатони не был мастером-монументалистом. ќсновное его призвание - небольшие алтарные образы, картины на мифологические и аллегорические темы и портреты. ≈го кисти принадлежат такие произведени€, как "ѕадение —имона-мага" (÷ерковь —анта ћари€ дельи јнджели в –име), "јхилл среди дочерей Ћикомеда" (‘лоренци€, ”ффици), "¬озвращение блудного сына" (“урин), " ающа€с€ ћагдалина" (ƒрезденска€ картинна€ галере€), "—в€тое семейство", "√еркулес на распутье", "¬еликодушие —ципиона јфриканского" (√осударственный Ёрмитаж), портреты императора »осифа II и его брата Ћеопольда “осканского (¬ена, ’удожественно-исторический музей), ƒжона —тейпла (собрание —истиери, –им) и другие.

¬ его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиес€ в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("ѕадение —имона-мага"). ќднако изучение –афаэл€ и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. ¬се чаще художник стал обращатьс€ к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает иде€ доблести, победы долга над личными прив€занност€ми. ћен€етс€ и формальный строй его работ. ’удожественный €зык становитс€ €сным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаютс€ в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел. ¬ композиционных решени€х рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. ќднако неоклассицистический строй его работ нередко носит поверхностный характер, классические элементы стил€ порою облегчаютс€ легкой игривой линией, невесомостью и из€ществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма.

ѕродолжение

 артины художника

–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru