ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

ћикеланджело Ѕуонарроти (1475Ц1564)

 

»таль€нский скульптор, художник, архитектор и поэт. ≈ще при жизни ћикеланджело его произведени€ считались наивысшими достижени€ми искусства ¬озрождени€.

ёность. ћикеланджело Ѕуонарроти родилс€ 6 марта 1475 в семье флорентийцев в  апрезе. ≈го отец был высокопоставленным членом городской администрации. —емь€ вскоре перебралась во ‘лоренцию; ее материальное положение было скромным. Ќаучившись читать, писать и считать, ћикеланджело в 1488 стал учеником художников братьев √ирландайо. «десь он познакомилс€ с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников ƒжотто и ћазаччо; уже в этих копи€х по€вилась характерна€ дл€ ћикеланджело скульптурна€ трактовка форм.

¬скоре ћикеланджело начал работать над скульптурами дл€ коллекции ћедичи и привлек внимание Ћоренцо ¬еликолепного. ¬ 1490 он поселилс€ в палаццо ћедичи и оставалс€ там до смерти Ћоренцо в 1492. Ћоренцо ћедичи окружил себ€ наиболее выдающимис€ людьми своего времени. «десь были поэты, филологи, философы, комментаторы, такие, как ћарсилио ‘ичино, јнджело ѕолициано, ѕико делла ћирандола; сам Ћоренцо был прекрасным поэтом. ¬оспри€тие ћикеланджело реальности как воплощенного в материи духа несомненно восходит к неоплатоникам. ƒл€ него скульптура была искусством Ђвычленени€ї или освобождени€ фигуры, заключенной в каменном блоке. Ќе исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействи€ произведений, которые кажутс€ Ђнеоконченнымиї, могли быть намеренно оставлены такими, потому что именно на этой стадии Ђосвобождени€ї форма наиболее адекватно воплощала замысел художника.

Ќекоторые из главных идей круга Ћоренцо ћедичи послужили источником вдохновени€ и терзаний ћикеланджело в его дальнейшей жизни, в частности противоречие между христианским благочестием и €зыческой чувственностью. —читалось, что €зыческа€ философи€ и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг ‘ичино Ц Ђѕлатоновска€ теологи€ о бессмертии душиї); что все знани€, если они правильно пон€ты, €вл€ютс€ ключом к божественной истине. ‘изическа€ красота, воплощенна€ в человеческом теле, €вл€етс€ земным про€влением красоты духовной. “елесна€ красота может прославл€тьс€, однако этого недостаточно, ибо тело Ц тюрьма души, котора€ стремитс€ вернутьс€ к своему —оздателю, но может осуществить это только в смерти. —огласно ѕико делла ћирандола, в течение жизни человек обладает свободой воли: он может вознестись к ангелам или погрузитьс€ в бессознательное животное состо€ние. ћолодой ћикеланджело находилс€ под воздействием оптимистической философии гуманизма и верил в безграничные возможности человека.

ћраморный рельеф Ѕитва кентавров (‘лоренци€,  аса Ѕуонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во врем€ свадебного пиршества. —южет был подсказан јнджело ѕолициано; его смысл Ц победа цивилизации над варварством. —огласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации ћикеланджело исход битвы не€сен. —кульптор создал компактные и напр€женные массы обнаженных тел, продемонстрировав виртуозное мастерство в передаче движени€ посредством игры света и тени. —леды резца и неровные кра€ напоминают нам о камне, из которого €вл€ютс€ фигуры.

¬торое произведение Ц дерев€нное –асп€тие (‘лоренци€,  аса Ѕуонарроти). √олова ’риста с закрытыми глазами опущена на грудь, ритм тела определ€етс€ скрещенными ногами. “онкость этого произведени€ отличает его от мощи фигур мраморного рельефа.

»з-за опасности вторжени€ французов осенью 1494 ћикеланджело покинул ‘лоренцию и по пути в ¬енецию на некоторое врем€ остановилс€ в Ѕолонье, где создал три небольшие статуи дл€ гробницы св. ƒоминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. ¬ следующем году он ненадолго вернулс€ во ‘лоренцию, а затем отправилс€ в –им, где провел п€ть лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведени€. ѕервое из них Ц стату€ ¬акха в человеческий рост, предназначенна€ дл€ кругового обзора. ѕь€ного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомитс€ виноградной гроздью. ¬акх как будто готов упасть вперед, но сохран€ет равновесие, отклон€€сь назад; его взгл€д обращен на чашу с вином. ћускулатура спины выгл€дит упругой, но расслабленные мышцы живота и бедер демонстрируют физическую, а значит и духовную слабость. —кульптор добилс€ решени€ трудной задачи: создать впечатление неустойчивости без композиционной неуравновешенности, котора€ могла нарушить эстетический эффект.

Ѕолее монументальное произведение Ц мраморна€ ѕьета (¬атикан, собор св. ѕетра). Ёта тема была попул€рна в эпоху –енессанса, но здесь она трактуетс€ достаточно сдержанно. —мерть и сопровождающа€ ее скорбь словно содержатс€ в мраморе, из которого изва€на скульптура. —оотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. ќбнаженное тело ’риста контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Ѕогоматери. ћикеланджело изобразил Ѕогоматерь молодой, словно это не ћать и —ын, а сестра, оплакивающа€ безвременную смерть брата. »деализацию подобного рода использовал Ћеонардо да ¬инчи и другие художники.  роме того, ћикеланджело был гор€чим поклонником ƒанте. ¬ начале молитвы св. Ѕернарда в последней канцоне Ѕожественной комедии говоритс€: ЂVergine Madre, figlia del tuo figlioї Ц ЂЅогоматерь, дочь своего —ынаї. —кульптор нашел идеальный путь дл€ выражени€ в камне этого глубокой богословской мысли.

Ќа облачении Ѕогоматери ћикеланджело в первый и последний раз вырезал подпись: Ђћикеланджело, флорентиецї.   25 годам закончилс€ период формировани€ его личности, и он вернулс€ во ‘лоренцию в расцвете всех возможностей, которыми может обладать скульптор.

‘лоренци€ периода республики. ¬ результате вторжени€ французов в 1494 ћедичи были изгнаны, и на четыре года во ‘лоренции установилась фактическа€ теократи€ проповедника —авонаролы. ¬ 1498 в результате интриг флорентийских де€телей и папского престола —авонарола и два его последовател€ были приговорены к сожжению на костре. Ёти событи€ во ‘лоренции непосредственно не затронули ћикеланджело, однако вр€д ли они оставили его равнодушным.

Ќа смену вернувшемус€ —редневековью —авонаролы пришла светска€ республика, дл€ которой ћикеланджело создал свое первое крупное произведение во ‘лоренции, мраморную статую ƒавида (1501Ц1504, ‘лоренци€, јкадеми€).  олоссальна€ фигура высотой 4,9 м вместе с основанием должна была сто€ть у собора.

ќбраз ƒавида был традиционен во ‘лоренции. ƒонателло и ¬ерроккьо создали бронзовые скульптуры юноши, чудесным образом поразившего великана, голова которого лежит у его ног. ¬ отличие от них ћикеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. ƒавид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжима€ в левой руке камень. ѕрава€ часть фигуры напр€жена, в то врем€ как лева€ слегка расслаблена, как у атлета, готового к действию. ќбраз ƒавида обладал особым смыслом дл€ флорентийцев, и скульптура ћикеланджело привлекла всеобщее внимание. ƒавид стал символом свободной и бдительной республики, готовой победить любого врага. ћесто у собора оказалось неподход€щим, и комитет граждан постановил, что скульптура должна охран€ть главный вход в здание правительства, палаццо ¬еккьо, перед которым теперь находитс€ ее копи€.

¬озможно, при участии ћакиавелли в эти же годы был задуман еще один крупный государственный проект: Ћеонардо да ¬инчи и ћикеланджело было поручено создать две огромные фрески дл€ зала Ѕольшого —овета в палаццо ¬еккьо на тему исторических побед флорентийцев при јнгиари и при  ашине. —охранились только копии картона ћикеланджело Ѕитва при  ашине. Ќа нем была изображена группа солдат, бросающихс€ к оружию в то врем€, как на них внезапно напали враги во врем€ купани€ в реке. —цена напоминает Ѕитву кентавров; на ней изображены обнаженные фигуры во всевозможных позах, которые представл€ли дл€ мастера больший интерес, чем сам сюжет. ¬еро€тно, картон ћикеланджело пропал ок. 1516; согласно автобиографии скульптора Ѕенвенуто „еллини, он был источником вдохновени€ дл€ многих художников.

  этому же времени (ок. 1504Ц1506) относитс€ единственна€ бесспорно принадлежаща€ ћикеланджело картина Ц тондо ћадонна ƒони (‘лоренци€, ”ффици), в котором нашло отражение стремление к передаче сложных поз и к пластической трактовке форм человеческого тела. ћадонна склонилась вправо, чтобы вз€ть ћладенца, сид€щего на колене »осифа. ≈динство фигур подчеркиваетс€ жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхност€ми. ѕейзаж с обнаженными фигурами €зычников за стеной беден детал€ми.

¬ 1506 ћикеланджело начал работу над статуей ≈вангелиста ћатфе€ (‘лоренци€, јкадеми€), котора€ должна была быть первой из серии 12 апостолов дл€ собора во ‘лоренции. Ёта стату€ осталась неоконченной, так как двум€ годами позже ћикеланджело отправилс€ в –им. ‘игура вырубалась из мраморного блока, сохран€€ его пр€моугольные формы. ќна выполнена в сильном контрапосте (напр€женна€ динамическа€ неуравновешенность позы): лева€ нога подн€та и опираетс€ на камень, что вызывает смещение оси между тазом и плечами. ‘изическа€ энерги€ переходит в духовную, сила которой передаетс€ крайней напр€женностью тела.

‘лорентийский период творчества ћикеланджело был отмечен почти лихорадочной активностью мастера: кроме перечисленных выше произведений, он создал два рельефных тондо с изображени€ми ћадонны (Ћондон и ‘лоренци€), в которых различна€ степень законченности используетс€ дл€ создани€ выразительности образа; мраморную статую ћадонны с ћладенцем (собор Ќотр-ƒам в Ѕрюгге) и несохранившуюс€ бронзовую статую ƒавида.

¬ –име времен папы ёли€ II и Ћьва X. ¬ 1503 ёлий II зан€л папский престол. Ќи один из меценатов не использовал искусство в цел€х пропаганды так широко, как ёлий II. ќн начал сооружение нового собора св. ѕетра, ремонт и расширение папской резиденции по образцу римских дворцов и вилл, роспись папской капеллы и подготовку великолепной гробницы дл€ самого себ€. ƒетали этого проекта не€сны, но, по-видимому, ёлий II представл€л себе новый храм со своей гробницей наподобие усыпальницы французских королей в —ен-ƒени. ѕроект нового собора св. ѕетра был поручен Ѕраманте, а в 1505 ћикеланджело получил заказ на разработку проекта гробницы. ќна должна была сто€ть свободно и иметь размер 6 на 9 м. ¬нутри должно было находитьс€ овальное помещение, а снаружи Ц около 40 статуй. ≈е создание было невозможно даже в то врем€, но и папа, и художник были неудержимыми мечтател€ми.

√робница так и не была построена в той форме, как ее задумал ћикеланджело, и эта Ђтрагеди€ї преследовала его почти 40 лет. ѕлан гробницы и ее смысловое содержание могут быть реконструированы по предварительным рисункам и описани€м. Ќаиболее веро€тно, что гробница должна была символизировать трехступенчатый подъем от земной жизни к вечной. ” основани€ должны были находитьс€ статуи апостола ѕавла, ћоисе€ и пророков, символы двух путей достижени€ спасени€. Ќаверху должны были помещатьс€ два ангела, несущие ёли€ II в рай. ¬ результате были завершены только три статуи; контракт на гробницу заключалс€ шесть раз на прот€жении 37 лет, и в конце концов пам€тник был установлен в церкви —ан ѕьетро ин ¬инколи.

¬ течение 1505Ц1506 ћикеланджело посто€нно посещал мраморные каменоломни, выбира€ материал дл€ гробницы, в то врем€ как ёлий II все более настойчиво обращал его внимание на сооружение собора св. ѕетра. √робница оставалась незаконченной. ¬ крайнем раздражении ћикеланджело бежал из –има 17 апрел€ 1506, за день до заложени€ фундамента собора.

ќднако папа оставалс€ непреклонным. ћикеланджело был прощен и получил заказ на изготовление статуи понтифика, позднее уничтоженной взбунтовавшимис€ болонцами. ¬ 1506 возник еще один проект Ц фрески потолка —икстинской капеллы. ќна была построена в 1470-е годы д€дей ёли€, папой —икстом IV. ¬ начале 1480-х годов алтарна€ и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни ћоисе€, в создании которых участвовали ѕеруджино, Ѕоттичелли, √ирландайо и –осселли. Ќад ними находились портреты пап, а свод оставалс€ пустым.

¬ 1508 ћикеланджело неохотно начал роспись свода. –абота продлилась немногим более двух лет в промежутке между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. ѕервоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. ѕозднее, в письме 1523, ћикеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несосто€тельности этого замысла и получил полную свободу. ¬место первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. ≈сли на боковых стенах капеллы представлены Ёпоха «акона (ћоисей) и Ёпоха Ѕлагодати (’ристос), то роспись потолка представл€ет собой самое начало истории человечества,  нигу Ѕыти€.

–оспись потолка —икстинской капеллы представл€ет собой сложную структуру, состо€щую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. ѕо сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и €зыческих сивилл, восседающих на тронах. ћежду двум€ карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие свод; они разграничивают чередующиес€ крупные и мелкие повествовательные сцены из  ниги Ѕыти€. ¬ люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены. ћногочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамл€ют сцены из  ниги Ѕыти€. Ќе€сно, имеют ли они какое-то особое значение или €вл€ютс€ чисто декоративными.

—уществующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. ѕоскольку она находитс€ в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но несомненно, что в этом комплексе воплотилась и ренессансна€ мысль.

¬ насто€щей статье можно изложить лишь общеприн€тую интерпретацию основных христианских идей, вложенных в эту роспись. »зображени€ распадаютс€ на три основные группы: сцены из  ниги Ѕыти€, пророки и сивиллы и сцены в пазухах свода. —цены из  ниги Ѕыти€, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом пор€дке, от алтар€ ко входу. ќни распадаютс€ на три триады. ѕерва€ св€зана с сотворением мира. ¬тора€ Ц —отворение јдама, —отворение ≈вы, »скушение и »згнание из ра€ Ц посв€щена созданию человечества и его грехопадению. ѕоследн€€ повествует об истории Ќо€, заканчивающейс€ его опь€нением. Ќе случайно јдам в —отворении јдама и Ќой в ќпь€нении Ќо€ наход€тс€ в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказываетс€. “аким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволени€.

¬ четырех парусах свода наход€тс€ сцены ёдифь и ќлоферн, ƒавид и √олиаф, ћедный змий и —мерть јмана.  ажда€ из них Ц пример таинственного участи€ Ѕога в спасении своего избранного народа. ќб этой божественной помощи повествовали пророки, предсказывавшие пришествие ћессии.  ульминацией росписи €вл€етс€ экстатическа€ фигура »оны, расположенна€ над алтарем и под сценой первого дн€ творени€, к которой обращен его взор. »она €вл€етс€ провозвестником ¬оскресени€ и вечной жизни, ибо он, подобно ’ристу, проведшему три дн€ в гробнице перед вознесением на небо, провел три дн€ во чреве кита, а затем был возвращен к жизни. „ерез участие в мессе у алтар€ внизу верующие причащались к тайне обещанного ’ристом спасени€.

ѕовествование строитс€ в духе героического и возвышенного гуманизма; и женские и мужские фигуры исполнены мужественной силы. ‘игуры обнаженных, обрамл€ющие сцены, свидетельствуют об особенност€х вкуса ћикеланджело и его реакции на классическое искусство: вз€тые вместе, они представл€ют собой энциклопедию положений обнаженного человеческого тела, как это было и в Ѕитве кентавров, и в Ѕитве при  ашине. ћикеланджело не был склонен к спокойному идеализму скульптуры ѕарфенона, но предпочитал мощный героизм эллинистического и римского искусства, выразившийс€ в крупной, исполненной пафоса скульптурной группе Ћаокоон, найденной в –име в 1506.

ѕри рассуждени€х о фресках ћикеланджело в —икстинской капелле следует принимать во внимание их сохранность. –асчистка и реставраци€ росписи начались в 1980. ¬ результате были сн€ты отложени€ копоти, и тусклые цвета уступили место €рко-розовому, лимонно-желтому и зеленому; более четко про€вились контуры и соотношение фигур и архитектуры. ћикеланджело предстал тонким колористом: он сумел усилить скульптурное воспри€тие натуры при помощи цвета и учел большую высоту потолка (18 м), который в 16 в. не мог быть освещен столь же €рко, как это возможно сейчас. (–епродукции отреставрированных фресок опубликованы в монументальном двухтомнике The Sistine Chapel јльфреда ј.  нопфа, 1992. —реди 600 фотографий есть два панорамных вида росписи до и после реставрации.)

ѕапа ёлий II умер в 1513; на смену ему пришел Ћев ’ из семейства ћедичи. — 1513 по 1516 ћикеланджело работал над стату€ми, предназначенными дл€ гробницы ёли€ II: фигурами двух рабов (Ћувр) и статуей ћоисе€ (—ан ѕьетро ин ¬инколи, –им). –аб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно ≈вангелисту ћатфею. ”мирающий раб слаб, он словно пытаетс€ подн€тьс€, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой. ћоисей смотрит влево, как ƒавид; в нем словно закипает возмущение при виде поклонени€ золотому тельцу. ѕрава€ часть его тела напр€жена, к боку прижаты скрижали, а резкое движение правой ноги подчеркнуто переброшенной через нее драпировкой. Ётот гигант, один из пророков, воплощенных в мраморе, олицетвор€ет terribilita, Ђустрашающую силуї.
 

ѕродолжение

 артины художника

–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru