ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

ћикеланджело Ѕуонарроти (1475Ц1564). ѕродолжение

¬озвращение во ‘лоренцию. √оды между 1515 и 1520 были временем крушени€ планов ћикеланджело. Ќа него оказывали давление наследники ёли€, и одновременно он служил новому папе из рода ћедичи. ¬ 1516 он получил заказ на оформление фасада семейной церкви ћедичи во ‘лоренции, —ан Ћоренцо. ћикеланджело провел много времени в мраморных каменоломн€х, но через несколько лет договор был расторгнут. ¬озможно, в это же врем€ скульптор начал работу над стату€ми четырех рабов (‘лоренци€, јкадеми€), оставшимис€ незавершенными. ¬ начале 1500-х годов ћикеланджело посто€нно ездил из ‘лоренции в –им и обратно, но в 1520-е годы заказы на Ќовую сакристию (капеллу ћедичи) церкви —ан Ћоренцо и библиотеку Ћауренциана удерживали его во ‘лоренции до отъезда в –им в 1534. „итальный зал библиотеки Ћауренциана представл€ет собой длинное помещение из серого камн€ со светлыми стенами. ¬естибюль, высокое помещение с многочисленными утопленными в стену сдвоенными колоннами, словно с трудом сдерживает лестницу, изливающуюс€ на пол. Ћестница была закончена лишь к концу жизни ћикеланджело, а вестибюль завершен только в 20 в.

Ќова€ сакристи€ церкви —ан Ћоренцо (капелла ћедичи) составл€ла пару —тарой, построенной Ѕрунеллески столетием раньше; она осталась неоконченной из-за отъезда ћикеланджело в –им в 1534. Ќова€ сакристи€ была задумана как погребальна€ капелла ƒжулиано ћедичи, брата римского папы Ћьва, и Ћоренцо, его плем€нника, которые умерли молодыми. —ам Ћев ’ умер в 1521, и вскоре на папском престоле оказалс€ другой член семьи ћедичи, папа  лимент VII, который активно поддерживал этот проект. ¬ свободном кубическом пространстве, увенчанном сводом, ћикеланджело разместил пристенные гробницы с фигурами ƒжулиано и Ћоренцо. — одной стороны располагаетс€ алтарь, напротив Ц стату€ ћадонны с ћладенцем, сид€щей на пр€моугольном саркофаге с останками Ћоренцо ¬еликолепного и его брата ƒжулиано. ѕо сторонам располагаютс€ пристенные гробницы младших Ћоренцо и ƒжулиано. »х идеализированные статуи помещены в ниши; взгл€ды обращены к Ѕогоматери и ћладенцу. Ќа саркофагах наход€тс€ лежащие фигуры, символизирующие ƒень, Ќочь, ”тро и ¬ечер.

 огда ћикеланджело в 1534 уехал в –им, скульптуры еще не были установлены и находились на разных стади€х завершенности. —охранившиес€ наброски свидетельствуют о напр€женной работе, предшествовавшей их созданию: были проекты единой гробницы, двойной и даже свободно сто€щей гробницы.

Ёффект этих скульптур построен на контрастах. Ћоренцо задумчив и созерцателен. ‘игуры наход€щихс€ под ним персонификаций ¬ечера и ”тра настолько расслабленны, что, кажетс€, могут соскользнуть с саркофагов, на которых лежат. ‘игура ƒжулиано, напротив, напр€жена; он держит в руке жезл полководца. –асположенные под ним Ќочь и ƒень Ц мощные мускулистые фигуры, скорчившиес€ в мучительном напр€жении. ѕравдоподобно предположение, что Ћоренцо воплощает созерцательное начало, а ƒжулиано Ц действенное.

ѕриблизительно в 1530 ћикеланджело создал небольшую мраморную статую јполлона (‘лоренци€, Ѕарджелло) и скульптурную группу ѕобеда (‘лоренци€, палаццо ¬еккьо); последн€€, быть может, предназначалась дл€ надгроби€ папы ёли€ II. ѕобеда Ц гибка€ из€щна€ фигура из полированного мрамора, поддерживаема€ фигурой старика, лишь слегка поднимающейс€ над грубой поверхностью камн€. Ёта группа демонстрирует близкую св€зь ћикеланджело с искусством таких изысканных маньеристов, как Ѕронзино, и представл€ет собой первый образец сочетани€ законченности и незаконченности дл€ создани€ выразительного образа.

ѕребывание в –име. ¬ 1534 ћикеланджело переехал в –им. ¬ это врем€  лимент VII обдумывал тему фресковой росписи алтарной стены —икстинской капеллы. ¬ 1534 он остановилс€ на теме —трашного суда. — 1536 по 1541, уже при папе ѕавле III, ћикеланджело работал над этой огромной композицией.

ѕрежде композици€ —трашного суда строилась из нескольких отдельных частей. ” ћикеланджело она представл€ет собой овальный водоворот нагих мускулистых тел. ‘игура ’риста, напоминающа€ «евса, расположена наверху; его права€ рука подн€та в жесте прокл€ти€ тем, кто находитс€ слева от него. ѕроизведение наполнено мощным движением: скелеты встают из земли, спасенна€ душа поднимаетс€ вверх по гирл€нде из роз, мужчина, которого дь€вол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками.

—трашный суд стал отражением растущего пессимизма ћикеланджело. ќдна деталь —трашного суда свидетельствует о его мрачном настроении и представл€ет его горькую Ђподписьї. ” левой ноги ’риста находитс€ фигура св. ¬арфоломе€, держащего в руках собственную кожу (он прин€л мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). „ерты лица св€того напоминают ѕьетро јретино, который страстно нападал на ћикеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета (позднее художники нарисовали драпировки на обнаженных фигурах из —трашного суда). Ћицо на сн€той коже св. ¬арфоломе€ Ц автопортрет художника.

ћикеланджело продолжал работать над фресками в капелле ѕаолина, где он создал композиции ќбращение —авла и –асп€тие св. ѕетра Ц необычные и замечательные произведени€, в которых нарушены ренессансные нормы композиции. »х духовна€ насыщенность не была оценена; в них видели лишь то, что Ђэто были всего-навсего произведени€ старого человекаї (¬азари).

ѕостепенно у ћикеланджело, веро€тно, формируетс€ собственное представление о христианстве, выразившеес€ в его рисунках и стихах. —начала оно питалось иде€ми кружка Ћоренцо ¬еликолепного, основанными на неопределенности толкований христианских текстов. ¬ последние годы жизни ћикеланджело отвергает эти идеи. ≈го занимает вопрос, насколько искусство соразмерно христианской вере и не €вл€етс€ ли оно непозволительным и высокомерным соперничеством с единственным законным и насто€щим “ворцом?

¬ конце 1530-х годов ћикеланджело занималс€ в основном архитектурными проектами, которых создал множество, и построил несколько зданий в –име, среди них наиболее значителен комплекс сооружений на  апитолийском холме, а также проекты дл€ собора св. ѕетра.

¬ 1538 на  апитолии была установлена римска€ конна€ бронзова€ стату€ ћарка јврели€. —огласно проекту ћикеланджело, ее обрамлением с трех сторон стали фасады зданий. —амое высокое из них Ц дворец —еньории с двум€ лестницами. Ќа боковых фасадах находились огромные, в два этажа, коринфские пил€стры, увенчанные карнизом с балюстрадой и скульптурами.  омплекс  апитоли€ был обильно украшен древними надпис€ми и скульптурами, символика которых утверждала мощь древнего –има, одушевленную христианством.

¬ 1546 умер архитектор јнтонио да —ангалло, и ћикеланджело стал главным архитектором собора св. ѕетра. ѕлан Ѕраманте 1505 предполагал сооружение центрического храма, но вскоре после его смерти был прин€т более традиционный базиликальный план јнтонио да —ангалло. ћикеланджело решил убрать сложные неоготические элементы плана —ангалло и вернутьс€ к простому, строго организованному центрическому пространству, над которым доминировал огромный купол на четырех опорах. ћикеланджело не удалось полностью воплотить этот замысел, но он успел построить заднюю и боковые стены собора с гигантскими коринфскими пил€страми с нишами и окнами между ними.

— конца 1540-х годов до 1555 ћикеланджело работал над скульптурной группой ѕьета (—обор —анта ћари€ дель ‘ьоре, ‘лоренци€). ћертвое тело ’риста держит св. Ќикодим и с двух сторон поддерживают Ѕогоматерь и ћари€ ћагдалина (закончена фигура ’риста и отчасти св. ћагдалины). ¬ отличие от ѕьеты собора св. ѕетра, эта группа более плоскостна€ и угловата€, внимание сосредоточено на изломанной линии тела ’риста. –асположение трех незаконченных голов создает драматический эффект, редкий в произведени€х на этот сюжет. ¬озможно, голова св. Ќикодима была еще одним автопортретом старого ћикеланджело, а сама скульптурна€ группа предназначалась дл€ его надгроби€. ќбнаружив трещину в камне, он разбил работу молотком; позднее она была восстановлена его учениками.

«а шесть дней до смерти ћикеланджело работал над вторым вариантом ѕьеты. ѕьета –онданини (ћилан,  астелло —форцеска), веро€тно, была начата дес€тью годами ранее. ќдинока€ Ѕогоматерь поддерживает мертвое тело ’риста. —мысл этого произведени€ Ц трагическое единство матери и сына, где тело изображено настолько исхудалым, что не остаетс€ надежды на возвращение жизни.

ћикеланджело умер 18 феврал€ 1564. ≈го тело было перевезено во ‘лоренцию и торжественно погребено.
 

Ќазад

 артины художника


Ќа главную

—писок художников

—сылки.
 онтакты



ѕромагроснаб24 †- 15нж67бк1 ƒу 15 –у 250 рычажные клапаны на складе в  расно€рске, низкие цены
–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru