ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

ƒжотто ди Ѕондоне (1266-1337)

 

ƒвадцать восемь картин ассизского цикла, посв€щенного жизни св. ‘ранциска, - великолепный пример щедрого раскрыти€ творческих сил художника. ќб этом свидетельствует и разнообразие композиций, и глубина изображени€ человека, и неведома€ ранее широка€ шкала выражени€ чувств, и многоплановое представление пейзажа, строений, городских картин. ¬о фресках этого цикла можно найти самые различные степени экспрессии: от тихой лирики до гор€чей, страстной драматичности. Ќапример, на второй картине цикла изображен ‘ранциск, который отдает свой плащ неимущему. “ишину, умиротворенность и счастье излучает эта картина. Ќастроение подчеркиваетс€ и пространственным окружением: на заднем плане изображены два горных склона, сход€щиес€ в центральной точке картины, там, где стоит ‘ранциск. Ќа картине Ђѕроповедь птицамї эта тишина становитс€ сверхъестественной. «десь персонажами €вл€ютс€ также только две человеческие фигуры, но ‘ранциск изображен не в центре и не лицом к зрителю, а, скромно повернутый боком, на краю картины. √лубоко растроганный, он беседует с птицами. Ёта картина - непревзойденное изображение поэзии средствами изобразительного искусства. ¬ чуде истечени€ воды из скалы ‘ранциск снова предстает в центре картины. ≈го лицо и вс€ фигура еще более одухотворены.  рута€ высока€ скала за ним лишь подчеркивает его обращенную к небу великую мольбу.  ак отличаетс€ фигура ‘ранциска от трех других, уже воистину человеческих фигур первого плана! ¬ сцене стигматизации лирика достигает драматического накала. «десь небо и земл€ соприкасаютс€ друг с другом. ƒиагональна€ компоновка картины подчеркивает внутреннюю динамику.  оленопреклоненна€ фигура св. ‘ранциска расположена в точке пересечени€ диагоналей картины. ¬се эти сцены, представленные в архитектурном окружении, свидетельствуют о большом интересе молодого ƒжотто к пространственному изображению, знаменовавшему собой дальнейшее развитие практики римских и тосканских живописных мастерских. ¬ каждой картине огромное значение придаетс€ подчеркиванию, обогащению ее идейного содержани€. “ак, на п€той картине (Ђ‘ранциск отказываетс€ от отцовского наследстваї) противоречие между отцом и сыном подчеркиваетс€ не только сопоставлением представителей церковной и светской жизни, но также и двум€ группами строений на заднем плане, обрамл€ющих пустое пространство между фигурами. ћаленькую полуразрушенную церковь —ан-ƒамиано, где молитс€ св. ‘ранциск, мы видим и снаружи, и изнутри в обратной перспективе, характерной дл€ конца дученто, при которой пр€мые линии направлены вовне. —цены Ђѕапа утверждает устав францисканского орденаї и особенно Ђ‘ранциск проповедует перед папойї написаны на фоне просторного зала папского дворца, где пр€мые направлены уже к центральной оси. ¬ изображении городского пейзажа ƒжотто пошел дальше „имабуэ, подтверждением тому €вл€етс€ фреска Ђ»згнание дь€волаї в јреццо.

»з јссизи ƒжотто пригласили в –им, чтобы к объ€вленному в 1300 г. —в€щенному году выполнить несколько важных художественных заказов, в том числе изображение ЂNavicellaї ( орабл€ церкви) в притворе ватиканского собора св. ѕетра. (ќно погибло в начале XVI в., когда первоначальное здание храма было снесено.) Ќастенна€ роспись лоджии папского Ћатеранского дворца изображает папу Ѕонифаци€ VIII, торжественно провозглашающего —в€щенный год. —охранившийс€ фрагмент этой росписи можно видеть в нефе Ћатеранской базилики.

¬еро€тно, сразу после 1300 г. ƒжотто работал во ‘лоренции, в церкви Ѕади€. ‘рески ее утрачены, но украшавший некогда главный алтарь церкви п€тичастный полиптих работы ƒжотто хранитс€ в √алерее ”ффици. ћассивные, словно скульптурные фигуры полиптиха €вл€ютс€ непосредственными предшественниками образов, написанных на фресках падуанской капеллы ƒель јрена и на шестиметровом кресте дл€ флорентийской церкви —анта ћари€ Ќовелла.

ќсновным достоверным произведением ƒжотто €вл€етс€ настенна€ роспись падуанской капеллы ƒель јрена (капеллы ƒельи —кровеньи). –€д композиций здесь обнаруживает сходные черты с ветхозаветными и новозаветными сценами росписи в ¬ерхней церкви —ан ‘ранческо в јссизи (в их создании ƒжотто принимал участие еще до написани€ фрескового цикла о жизни св. ‘ранциска); например, ассизские сцены Ђƒвенадцатилетний ’ристос во храмеї, Ђќплакивание ’ристаї, Ђ¬оскресениеї, Ђ¬ознесениеї и Ђ“роицаї €вились непосредственными предпосылками фресок капеллы ƒель јрена. “аким образом, јссизи и ѕаду€ - это неразделимые звень€ в творческом развитии ƒжотто. » падуанский заказ на роспись капеллы он получил в јссизи, поскольку кардинал ќрсини, по чьему повелению выполн€лись ассизские фрески, приходилс€ д€дей супруге Ёнрико —кровеньи.

 

ѕродолжение

 артины художника

–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru