ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

ƒжотто ди Ѕондоне (1266-1337). ѕродолжение

 

‘амильный дворец —кровеньи был построен в начале 1300-х гг. на развалинах римского амфитеатра в ѕадуе по заказу Ёнрико. “огда же он построил капеллу и пригласил расписать ее уже известнейшего в то врем€ живописца ƒжотто.  апеллу осв€тили в 1305 г. в честь ћадонны делла  арита, а в 1306 г. роспись стен была, веро€тно, закончена. “о, что ее выполнение было поручено ƒжотто, недвусмысленно подтверждаетс€ хрониками XIV века. ¬озможно, что и архитектором капеллы тоже был ƒжотто. ≈е однонефное внутреннее пространство с коробовым сводом (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) и с обширными настенными поверхност€ми €вно предназначалось дл€ фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений. јрка пресбитери€ резко разграничивает пространство нефа и апсиды. “аким образом, ƒжотто получил в нефе как бы самосто€тельное пространство и мог свободно компоновать один из наиболее единых в истории искусства фресковых ансамблей.  оробовый свод, символизирующий небо, расписан золотыми звездами на голубом фоне и разделен надвое широкой поперечной орнаментальной полосой, по которой в медальонах размещены полуфигурные изображени€ ’риста, ћадонны и пророков, по четыре с каждой стороны. —тены капеллы опо€саны трем€ €русами фресок, разделенных декоративными орнаментальными полосами на квадраты. ÷икл сцен из жизни ћарии и ’риста начинаетс€ на южной стене в верхнем р€ду у арки пресбитери€ историей родителей ћарии, св. јнны и »оакима, и продолжаетс€ на северной стене, развертыва€сь к арке пресбитери€, на которой представлено монументальное изображение ЂЅлаговещени€ї. ѕродолжаетс€ цикл в среднем р€ду на южной стене (в той же последовательности) сценами рождества и детства »исуса. Ќа северной стене помещены сцены чудес и торжества ’риста. ¬ третьем, нижнем, €русе на южной стене сценой Ђѕоследн€€ вечер€ї начинаетс€ истори€ страстей ’ристовых, заканчивающа€с€ на противоположной стене изображением Ђ“роицыї. Ќа цоколе в иллюзорных нишах, выписанных под мрамор, изображены аллегорические фигуры семи добродетелей и семи смертных грехов. Ќа западной стене повествование заканчиваетс€ гигантской композицией Ђ—трашный судї. ќтсюда, из большого трехстворчатого готического окна, расположенного над фигурой вершащего суд ’риста, в часовню вливаетс€ свет, преобража€ цветовую гамму отдельных картин и сплачива€ живописное убранство капеллы в более тесное единство. √армони€ живописного декора усиливаетс€ и единой точкой зрени€. ¬первые в средневековом искусстве это осуществил ƒжотто. —то€ в середине капеллы, можно увидеть в правильном ракурсе все отдельные картины. ƒл€ ƒжотто, однако, это лишь организационный принцип, который еще весьма далек от ренессансной центральной перспективы, разработанной с помощью математической компоновки. ƒжотто не стремилс€ достичь иллюзии пространства. “олько по обе стороны арки пресбитери€ он написал - дл€ зрительного расширени€ внутреннего пространства - светильники в иллюзорных проемах стены. ¬ картинах ƒжотто придерживалс€ средневековой традиции рельефного изображени€ пространства: на монохромном синем фоне рельефно выдел€ютс€ моделированные светотен€ми пластические изображени€. ¬ центре картин ƒжотто всегда стоит человек, а окружающа€ среда и ландшафт играют лишь второстепенную роль.  ажда€ отдельна€ фреска капеллы ƒель јрена, несмотр€ на полную согласованность всего живописного убранства, €вл€етс€ отдельным законченным единством. “ак ƒжотто создает самосто€тельную, по пон€ти€м нового времени, картину. „тобы по-насто€щему прочувствовать и оценить дотоле неизвестную сконцентрированность, полноту, силу, экспрессивность этих композиций, можно сравнить их, например, с работами  аваллини. ƒжотто в своем творчестве объедин€ет и развивает драматичность „имабуэ, монолитность скульптур јрнольфо ди  амбио и колорит ѕьетро  аваллини. Ќа творчество ƒжотто оказал вли€ние и его великий современник, скульптор ƒжованни ѕизано, который как раз в это врем€, около 1305 г., изва€л статую ћадонны дл€ алтар€ капеллы ƒель јрена. ћонохромные аллегорические изображени€ добродетелей и пороков на цокольном €русе капеллы похожи на т€желые белые статуи из мрамора. ќни убедительно свидетельствуют и о непосредственной св€зи ƒжотто с античным искусством. “ак, например, ёстици€ (—праведливость) держит в руках античные статуэтки. ѕо античным образцам выполнены и размещенные под фигурой ёстиции конные изображени€, призванные символизировать мирную жизнь, котора€ последует за торжеством —праведливости. –оспись апсиды капеллы ƒель јрена выполнена в 1310-х гг. учениками ƒжотто из –оманьи. ¬ ѕадуе ƒжотто работал также и дл€ прав€щей городом семьи  аррара. «десь он мог познакомитьс€ с ƒанте.

¬ 1310-х гг. ƒжотто работает во ‘лоренции.   этому времени относитс€ созданна€ им Ђћадонна ќньиссантиї, украшавша€ главный алтарь францисканской церкви ќньиссанти (ныне хранитс€ в √алерее ”ффици). ѕо стилю она непосредственно св€зана с фресками капеллы ƒель јрена, поэтому может быть отнесена к 1306-1310 гг. ‘ранцисканска€ базилика —анта  роче, капеллы ѕеруцци и Ѕарди во ‘лоренции хран€т основные произведени€ позднего периода творчества ƒжотто. –оспись капеллы ѕеруцци, представл€юща€ сцены из жизни »оанна  рестител€ и »оанна ≈вангелиста, выполнена почти исключительно в технике альсекко, поэтому плохо сохранилась, но, несмотр€ на это, она и сегодн€ еще демонстрирует расцвет творческих сил художника. ѕространство этих картин глубже и просторнее, в них словно больше воздуха. ѕропорции фигур и архитектуры более реалистичны, движение фигур свободнее. Ќа некоторых картинах представлено по две сцены, как, например, рождество и наречение »оанна  рестител€. ¬се достигаетс€ сильным укорачиванием перспективы. —держанность, экспрессивна€ драматическа€ выразительность образов знаменуют собой дальнейшее развитие художественных тенденций фресок капеллы ƒель јрена. ÷вета здесь более глубоких тонов и более м€гкие, чем на падуанских фресках. ¬ капелле Ѕарди в сценах жити€ св. ‘ранциска архитектурные формы стройнее, скульптурность контуров несколько см€гчаетс€. ¬ изображени€х в большей мере ощущаетс€ готический стиль, чем в капелле ѕеруцци, где наследие античности играет более заметную роль. —вет в обеих капеллах падает на изображени€ со стороны окна, источника естественного света. ”корачивание перспективы ориентировано на зрител€, сто€щего у входа в капеллу.

¬ 1328-1332 гг. ƒжотто работал в Ќеаполе придворным живописцем у корол€ –оберта јнжуйского. ÷икл Ђ«наменитые мужиї из большого зала замка  астель Ќуово и фрески дворцовой капеллы, созданные там художником, также утрачены. ¬ 1334 г. ƒжотто вновь работает во ‘лоренции, где руководит строительством собора. ѕо его проекту было начато возведение знаменитой флорентийской звонницы,  ампанилы, и сегодн€ €вл€ющейс€ символом и гордостью ‘лоренции.

¬еличие творчества ƒжотто признавали уже его современники. ƒанте еще при жизни ƒжотто, в 1314-1321 гг., писал в ЂЅожественной комедииї:

Ђ исть „имабуэ славилась одна, ј ныне ƒжотто чествуют без лести, » живопись того затемненаї.

»скусство ƒжотто во ‘лоренции было еще более новым, чем в –име и в јссизи. «десь во второй половине XIII в. единственным средством выражени€ плоскостных видов искусства был византийский стиль, Ђmaniera grecaї. ƒостаточно вспомнить мозаичное украшение купола Ѕаптистери€: картину Ђ—трашный судї работы  оппо ди ћарковальдо и ћельоре ди якопо, а также цикл ветхозаветных сцен и сцены из жизни »исуса и »оанна  рестител€, в выполнении которых участвовал „имабуэ. Ёти мозаики были первыми значительными художественными впечатлени€ми юного ƒжотто. Ќовый мир ƒжотто можно ощутить еще более непосредственно, если войти в капеллу Ѕарди базилики —анта  роче и сначала взгл€нуть на алтарную картину XIII века, представл€ющую св. ‘ранциска и его житие, а затем обратитьс€ к фрескам ƒжотто. ≈сли мы продолжим это исследование сопоставлением расп€тий, написанных  оппо, „имабуэ и ƒжотто, или изображений ћадонны на троне, выполненных этими художниками, то поймем, что возвышенные похвалы, расточаемые ƒжотто со времен ƒанте до наших дней, нисколько не преувеличены. ¬ ƒжотто вид€т предтечу великих мастеров ¬озрождени€. ћикеланджело с большим подъемом копировал картины капеллы ѕеруцци. ≈го восхищение отражает биографи€ ƒжотто, написанна€ ƒжордже ¬азари, и, начина€ с этого времени, ƒжотто на прот€жении веков считают самым значительным из мастеров треченто.
 

Ќазад

 артины художника


Ќа главную

—писок художников

—сылки.
 онтакты




–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru