ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

ƒжованни ‘аттори (1825-1907)

јвтопортрет в 29 лет.

 

ƒжованни ‘аттори родилс€ 6 сент€бр€ 1825 года в Ћиворно. –одители его занимались торговлей, и семь€ хот€ и не жила на широкую ногу, но в необходимом себе не отказывала. ¬прочем, жизнь в провинции всегда отличалась дешевизной, да к тому же приучала довольствоватьс€ малым. ѕускать пыль в глаза здесь было бесполезно, ибо все знали истинное положение дел друг друга. ¬озможно, именно вкоренившимс€ в детстве презрением к излишествам объ€сн€етс€ вс€ последующа€, очень мало ориентированна€ на ст€жание земных благ, творческа€ биографи€ ‘аттори. ¬ старости он писал: Ђя с величайшим уважением отношусь к искусству, и у мен€ никогда не возникало соблазна унизить его из корыстных соображений, поэтому € всегда жил очень скромно в материальном отношенииї.

»стори€ не донесла до нас никаких подробностей детства и отрочества ‘аттори Ч по крайней мере, таких, которые заслуживали бы особого внимани€. ≈го жизнь протекала так же, как и жизнь прочих детей Ђсреднезажиточныхї провинциальных семей: воскресные хождени€ в церковь, шумные именины и родственные обеды (на которые собиралось до сорока человек кузенов, кузин, внучатых плем€нников и д€дьев). Ћишь одним ƒжованни выдел€лс€ из среды своих горластых и непоседливых сверстников Ч он брал уроки рисовани€.

«аметив художественные способности мальчика довольно рано, родители поспешили отдать его под опеку местного живописца ƒжузеппе Ѕальдини. ѕоследний не блистал выдающимис€ талантами, однако свое дело сделал: обучил ‘аттори азам художественного ремесла.

  двадцати годам нашему герою стало тесно в Ћиворно. ќн еще мало смыслил в живописи, однако уже чутьем понимал, что Ѕальдини больше ничему его не научит. ѕосле длительных и не всегда безм€тежных семейных переговоров, юный художник получил от родителей благословение на отъезд во ‘лоренцию, куда в то врем€ стремились все молодые люди, горевшие желанием посв€тить себ€ искусству. —тоит ли говорить, что ‘аттори, едучи в сей славный город, более хотел Ђсеб€ показатьї, нежели Ђлюдей посмотретьї? Ќаивно полага€ себ€ Ђпочти готовым к славеї, юноша собиралс€ в путь, леле€ смутные, но весьма честолюбивые надежды.

 аково же было его первое впечатление от ‘лоренции? ¬ той же автобиографии, отрывок из которой мы процитировали выше, мастер признавалс€: Ђ‘лоренци€ опь€нила мен€. я встречал многих художников, но ничего не понимал. ¬се они казались мне хорошими, и € пал духом настолько, что мен€ пугала мысль о необходимости начать учитьс€ї.

¬скоре ‘аттори поступил в частную школу Ѕеццуоли. ќн занималс€ в ней достаточно усердно, но благодарных воспоминаний она в нем не оставила. Ђя начал работать, не зна€ ничего. Ќас было четверо юношей, и мы писали копии с оригиналов; но маэстро так и не по€вилс€. я решил пойти в јкадемию художеств, чтобы иметь возможность пройти регул€рный курс рисунка и живописиї. “ак оно и было. ѕрома€вшись некоторое врем€ в скучной мастерской Ѕеццуоли, молодой провинциал поступил во флорентийскую јкадемию художеств, где благополучно проучилс€ несколько лет (с перерывом на участие в революционных событи€х 1848Ч49 годов). ƒипломную работу он написал на сюжет исторического романа √росси Ђ»льдегондаї, весьма попул€рного в то врем€, окрашенное в драматичные тона –исорджименто.

ѕо окончании јкадемии в жизни ‘аттори наступила эпоха творческого поиска, приведшего его во флорентийское Ђ афе ћикеланджелої. ¬ 1855 году в Ђ афе ћикеланджелої в результате долгих дебатов и споров сложилась группа художников, объединенна€ единой творческой программой и получивша€ название Ђмаккь€йолиї. Ќужно отметить, что программа, выработанна€ молодыми живописцами (изображать только событи€ современной жизни), была очень односторонней. «ато художественна€ практика Ђмаккь€йолистовї блест€ще показала, что теори€, как водитс€, суха, Ђно древо жизни пышно зеленеетї. ¬ группу Ђмаккь€йолиї вошли, помимо ƒжованни ‘аттори, “елемако —иньорини (1835Ч 1901), —ильвестро Ћега (1826Ч1895) и многие другие художники 1820-х Ч 1830-х годов рождени€. ќ первых Ђмаккь€йолистскихї годах ‘аттори вспоминал впоследствии с нежностью: Ђћы были нищими и вели разгульно-богемный образ жизни, однако все это не мешало нам чувствовать себ€ счастливыми: ведь все, что мы делали, мы делали во им€ искусстваї.

ѕродолжение

 артины художника

–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru