ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

ѕьеро ƒелла ‘ранческа (ок. 1415Ц1492)

 

ѕьеро ƒелла ‘ранческа. Piero della Francesca, италь€нский живописец и математик, один из величайших мастеров эпохи –аннего ¬озрождени€. –одилс€ между 1406 и 1420 в Ѕорго —ан-—еполькро в ”мбрии (ныне Ц северо-восточна€ часть “осканы). ќтсутствие каких-либо сведений о его художественной де€тельности с 1439 по 1444 не дает возможности проследить первые шаги ѕьеро делла ‘ранческа в искусстве. ƒо конца 1430-х Ц начала 1440-х годов ренессансные ве€ни€ не ощущались в јреццо Ц одном из крупнейших городов ”мбрии. ќднако с 1439 благодар€ контактам с искусством ‘лоренции ѕьеро ознакомилс€ с системой линейной перспективы, изобретенной Ѕрунеллески и разработанной јльберти; скульптурой ƒонателло, ћикелоццо и Ћуки делла –оббиа и созданным ими новым стилем; с искусством ћазаччо, который сочетал законы линейной перспективы с античными традици€ми дл€ создани€ обладающих драматической мощью форм, смелые ракурсы и моделировку карнации при помощи резких темных теней. ¬ли€ние ћазаччо преобладает в ранних работах ѕьеро делла ‘ранческа, например в алтарном образе ћадонна делла ћизерикордиа, заказанном в 1445 Ѕратством милосерди€ Ѕорго —ан-—еполькро (—ан-—еполькро, √осударственный музей). ’удожник из маленького городка, до 16 в. не попавшего в сферу культурного вли€ни€ ‘лоренции, ѕьеро с готовностью училс€ у мастеров из других городов. ” ƒоменико ¬енециано, на формирование которого, в свою очередь, оказал вли€ние стиль интернациональной готики, представленный в ¬енето творчеством ƒжентиле да ‘абриано и ѕизанелло, ѕьеро делла ‘ранческа научилс€ натуралистической передаче освещени€ и светотени; этот прием лег в основу мощного поэтического реализма его произведений. »мпрессионистические мотивы в трактовке листвы, заимствованные художником, возможно, у ƒоменико ¬енециано, в более поздних его работах, написанных под вли€нием фламандской живописи, стали одной из самых ранних в западноевропейском искусстве попыток изображени€ предметов с учетом освещени€.

Ќесмотр€ на то, что ѕьеро всегда сохран€л тесную св€зь со своей семьей и родным городом, примерно с 1446 по 1454 он много работал при дворах правителей ѕезаро, ‘еррары и –имини, в Ѕолонье, јнконе и Ћорето. Ётим периодом датируетс€ одна из его прекраснейших картин Ц Ѕичевание ’риста (”рбино, Ќациональна€ галере€ ћарке), в которой фигуры и окружающа€ их архитектура построены со строгим соблюдением пропорций, все геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы (которые изменены только в группе с бичуемым ’ристом дл€ постановки смыслового акцента композиции). ¬ других картинах, созданных в этот период, например —в. »ероним (1450, Ѕерлин, √осударственный музей) и —в. »ероним с донатором (ок. 1452, ¬енеци€, галере€ јкадемии), впервые по€вл€етс€ пейзаж. ¬ нем заметны возникшие во флорентийской живописи под вли€нием северного искусства тенденции к большему реализму в построении композиции и передаче деталей, использованию воздушной перспективы и панорамных видов. ¬ ‘ерраре художник написал не сохранившиес€ до наших дней фрески по заказу братьев Ћеонелло и Ѕарсо д'Ёсте. ¬ коллекции Ћеонелло были картины –огира ван дер ¬ейдена, которые несомненно возбудили у ѕьеро интерес к фламандской технике масл€ной живописи, к способам передачи света и импрессионистической трактовке золотых вышивок и кружев, столь виртуозно изображавшихс€ художниками 15 в. на богатых одеждах персонажей их картин. ѕодражание фламандской технике и импрессионистическа€ трактовка освещенных предметов по€вл€ютс€ уже в ѕортрете —иджизмондо ћалатеста, правител€ –имини (1451, Ћувр).

¬ период с 1446 по 1454 ѕьеро создал стиль, который в основных чертах сохранилс€ и в произведени€х, относ€щихс€ уже к периоду его творческой зрелости. ƒл€ него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей ƒоменико ¬енециано) и идеализаци€ черт лица. ¬ысокие фигуры построены по классическому канону пропорций ¬итруви€, но женские образы имеют удлиненные, слегка изогнутые шеи и высокие лбы Ц элементы позднеготического идеала красоты. ¬ моделировке карнации ѕьеро делла ‘ранческа отдает предпочтение м€гким тонам, плавным переходам в противоположность резким и темным тен€м, к которым прибегал в своих работах ћазаччо. ¬ Ѕичевании ’риста ѕьеро демонстрирует €вное нежелание изображать быстрые, резкие или часто повтор€ющиес€ движени€. Ёто в первую очередь объ€сн€етс€ его темпераментом, однако здесь также сыграло свою роль изучение античной скульптуры. √лавное действие, собственно бичевание ’риста, изображено слева на заднем плане, тогда как на переднем справа сто€т в застывших позах спиной к происход€щему три персонажа. ћучители ’риста кажутс€ бесстрастными, остановившимис€ в своем движении, словно участники Ђживой картиныї. ¬ картинах со строго канонической иконографией ѕьеро делла ‘ранческа предложил оригинальные колористические решени€, отдава€ предпочтение использованию холодных тонов и особенно большого количества оттенков синего.

ѕри дворах правителей-гуманистов в ‘ерраре, ѕезаро и –имини ѕьеро делла ‘ранческа познакомилс€ с культурой, главным устремлением которой было возрождение античности и использование ее достижений во всех сферах человеческой де€тельности, от письма и почерков до изобразительных искусств. ѕод вли€нием этого увлечени€ античностью ѕьеро стал использовать в своих картинах классические формы, прежде всего в архитектурных фонах. Ќесмотр€ на многочисленные попытки пон€ть методы построени€ архитектурных и пейзажных фонов у ѕьеро делла ‘ранческа, в его картинах не удалось обнаружить последовательного применени€ геометрического модул€ или системы перспективных построений. Ќапротив, можно доказать, что ѕьеро использовал композиционный принцип, доминировавший во флорентийской живописи середины 1430-х годов: последовательное уменьшение размеров фигур от переднего к дальнему плану; фигуры первого плана определ€ют также размер колонн изображенных построек. јнтична€ архитектура у ѕьеро совмещает в себе массивность, €сность и благородство форм с из€щной легкостью орнамента. ѕостройки нередко оказываютс€ незаконченными в пределах картинной плоскости, части их как будто отсечены в результате обрамлени€ холста рамой.
 

ѕродолжение

 артины художника

–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru