ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

ѕьеро ƒелла ‘ранческа (ок. 1415Ц1492). ѕродолжение

 

Ќа формирование стил€ ѕьеро делла ‘ранческа зрелого периода оказала вли€ние классическа€ скульптура, которую он видел в –име. ≈го единственна€ засвидетельствованна€ документами поездка в –им произошла в сент€бре 1458Ц1459, когда по заказу папы ѕи€ II он расписал фресками две залы в ¬атиканском дворце.  ак сообщает ¬азари, ѕьеро делла ‘ранческа работал и дл€ папы Ќикола€ V (1447Ц1454); должно быть, именно во врем€ этой поездки мастер познакомилс€ с произведени€ми античной скульптуры, прекрасное знание которой он демонстрирует в картине  рещение ’риста (Ћондон, Ќациональна€ галере€) и в цикле фресок Ћегенда о —в€том  ресте (јреццо, церковь —ан ‘ранческо). Ќа картине  рещение, написанной, веро€тно, ок. 1453, ’ристос изображен сто€щим в синих водах реки, в которых отражаютс€ люди на берегу, Ц €вное подражание фламандским мастерам. ¬о фреске Ѕитва  онстантина с ћаксенцием из церкви —ан ‘ранческо в јреццо ѕьеро делла ‘ранческа повтор€ет мотив отражени€. » здесь, и в  рещении пейзаж образует широкую панораму и построен строго по законам перспективы, формы несколько расплывчаты, как у ћазаччо и ћазолино, и показаны с учетом воздушной перспективы, знание которой он почерпнул из живописи фламандцев.

¬ 1453 или 1454 ѕьеро делла ‘ранческа получил заказ на фрески дл€ церкви —ан ‘ранческо в јреццо. Ёто самое знаменитое произведение мастера. —южет фресок Ц истори€ обретени€ животвор€щего древа  реста, на котором был расп€т ’ристос. —тены расчленены на три регистра. Ќа задней стене изображены два пророка. ¬ люнете правой стены представлена смерть јдама, над могилой которого вырастает св€тое дерево. ƒалее Ц ÷арица —авска€, пришедша€ к —оломону, поклон€етс€ ƒреву, из которого сделан порог, провид€ в нем образ будущего  реста. —ледующий эпизод Ц видение  реста  онстантину и его победа над ћаксенцием. ¬о втором €русе левой и задней стены представлено обретение  реста императрицей ≈леной: ей указывают место, где закопаны кресты, на которых были казнены ’ристос и два разбойника, и она чудесным образом узнает, на каком из трех крестов был расп€т ’ристос. —цены этого знаменитого фрескового цикла не составл€ют строгой хронологической последовательности, а согласуютс€ между собой по смыслу, устанавлива€ соответстви€ между различными эпизодами в истории обретени€  реста.

ѕьеро делла ‘ранческа строит большие композиции, подчеркива€ положени€ и действи€ персонажей при помощи пространственных интервалов, световых и цветовых акцентов. ѕластические формы и пустоты искусно противопоставлены во фресках, расположенных на противоположных стенах.  онтраст иного рода достигаетс€ в результате сопоставлени€ двух битв: конной атаки  онстантина и рукопашной схватки войск »ракли€ и ’осрова. ¬ сцене ¬идение  реста  онстантину использован эффект ночного освещени€. ¬озможно, еще до отъезда в –им в 1458 ѕьеро делла ‘ранческа выполнил фреску ¬оскресение в ратуше Ѕорго-—ан —еполькро, наход€щуюс€ сейчас в городском музее.

¬ 1469 ѕьеро делла ‘ранческа закончил работу над алтарем, созданным им по заказу братства св. јвгустина в Ѕорго. јлтарь был разделен на части в 17 в., и до насто€щего времени сохранились только четыре доски с изображени€ми св€тых: св. јвгустин в Ћиссабонском Ќациональном музее; св. ћихаил в Ћондонской Ќациональной галерее; св. »оанн ≈вангелист в —обрании ‘рик в Ќью-…орке и св. Ќиколай “олентинский в музее ѕольди-ѕеццоли в ћилане. ‘игуры объединены клссическим парапетом и пейзажным фоном. ќколо 1469 ѕьеро создал еще один алтарный образ дл€ францисканского монастыр€ —ант јнтонио в ѕерудже (ћилан, Ѕрера). јлтарь имеет готическое обрамление, однако размещение четырех св€тых вокруг ћадонны на троне более свободное, чем в других композици€х этого типа. ѕо тонкости замысла и красоте колорита это Ц одно из наиболее удачных произведений художника.

ѕримерно с середины 1460-х годов ѕьеро делла ‘ранческа работал при дворе ‘едериго да ћонтефельтро Ц графа, а с 1474 герцога ”рбино. ѕо заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого ‘едериго и его жены, Ѕаттисты —форца (‘лоренци€, галере€ ”ффици). ќни изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерна€ дл€ фламандской живописи). ¬ аллегорических композици€х на оборотных сторонах портретов каждый из супругов представлен восседающим на триумфальной колеснице, тоже на фоне пейзажа. ѕортреты были созданы в пам€ть о Ѕаттисте —форца после ее смерти в 1472.  роме того, ‘едериго да ћонтефельтро заказал ѕьеро делла ‘ранческа алтарный образ (ћилан, галере€ Ѕрера) дл€ перестроенной им францисканской церкви —ан ƒонато, позднее переименованной в —ан Ѕернардино, где он изображен коленопреклоненным перед Ѕогоматерью. Ѕогоматерь сопровождают св€тые, столь спокойные и неподвижные, что их фигуры кажутс€ частью величественных стен, поднимающихс€ за их спинами.

ѕоследние по времени из сохранившихс€ работ ѕьеро делла ‘ранческа Ц ћадонна ди —енигаллиа (1478Ц1490, ”рбино, Ќациональна€ галере€), написанна€ дл€ дочери и з€т€ ‘едериго, и плохо сохранивша€с€ картина –ождество (Ћондон, Ќациональна€ галере€), написанна€ мастером, очевидно, ок. 1484 дл€ своей семьи. ¬ последней заметно вли€ние фламандского искусства, в частности јлтар€ ѕортинари √уго ван дер √уса (‘лоренци€, галере€ ”ффици), привезенного во ‘лоренцию в 1483.

¬ старости ѕьеро делла ‘ранческа оставил живопись, по-видимому, из-за ухудшени€ зрени€, и обратилс€ к математике. Ќаиболее значительный из его математических трактатов, предназначенный дл€ художников и ученых, Ц ќ перспективе в живописи (De prospectiva pingendi). ”мер ѕьеро делла ‘ранческа в Ѕорго 12 окт€бр€ 1492.
 

Ќазад

 артины художника


Ќа главную

—писок художников

—сылки.
 онтакты




–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU
PR-CY.ru