ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

јньоло √адди (1350-1396)

 

—колько чести и пользы приносит превосходство в каком-либо из благородных искусств, €сно видно на примере добродетели и рачительности “аддео √адди, который, добыв рвением и трудами своими не только доброе им€, но и отличнейшее состо€ние, оставил, отход€ к жизни иной, своему семейству имущество в таком пор€дке, что за ним и сыновь€ его јньоло и ƒжованни без затруднени€ смогли положить начало огромнейшим богатствам и возвышению дома √адди, ныне благороднейшего во ‘лоренции и весьма известного во всем христианском мире. » поистине весьма рассудительным было со стороны св€той римской церкви и ее верховных первосв€щенников, после того как √аддо, “аддео, јньоло и ƒжованни своими доблест€ми и искусством украсили многие почитаемые церкви, украсить их потомков высшими церковными санами. »так, “аддео, жизнеописание которого приведено выше, оставил сыновей своих јньоло и ƒжованни в среде многочисленных своих учеников в надежде, что јньоло в особенности должен был достигнуть превосходства в живописи; однако, обнаружив в юности своей желание намного превзойти отца, он далеко не ушел, не оправдав сложившегос€ о нем мнени€. ¬ самом деле, будучи рожденным и воспитанным в довольстве, нередко мешающем учению, он был предан больше коммерции и торговле, чем искусству живописи. » это не должно казатьс€ ни новым, ни странным, ибо почти посто€нно жадность преп€тствует многим талантам, которые подн€лись бы до вершины доблестей, если бы страсть к наживе не пресекла их пути в первые и лучшие годы.

¬ юности јньоло выполнил во ‘лоренции в —ан якопо тра ‘осси фигурами, немного превышающими один локоть, небольшую историю ’риста, воскрешающего на четвертый день Ћазар€, где, представл€€ себе разложение его тела, бывшего три дн€ мертвым, изобразил обвивавшие его пелены зап€тнанными гниением плоти, а вокруг глаз весьма наблюдательно багровые и желтоватые оттенки тела, не то живого, не то мертвого, к изумлению апостолов и других, которые в разнообразных и прекрасных положени€х, затыка€ нос кто одеждой, а кто рукой, дабы не слышать зловони€ разлагающегос€ тела, выражают столько же ужаса и страха по поводу такой чудесной новости, сколько ћари€ и ћарфа выражают радости и удовольстви€, вид€ возвращение жизни в мертвое тело брата. ѕроизведение это почиталось столь отменным, что, по мнению многих, јньоло должен был превзойти всех учеников “аддео и даже самого себ€. ќднако вышло по-другому, ибо подобно тому как в юности вол€ одолевает любую трудность дл€ достижени€ славы, так нередко нека€ беспечность, по€вл€юща€с€ с годами, ведет к тому, что вместо того чтобы идти вперед, возвращаешьс€ всп€ть, что случилось и с јньоло. » в самом деле, после этого прекрасного образца его мастерства род —одорини, возлагавший на него большие надежды, заказал ему главную капеллу в  армине, и он написал в ней все житие Ѕогоматери, однако настолько хуже ¬оскрешени€ Ћазар€, что вс€кому стало пон€тно, что ему не хватило желани€ заниматьс€ искусством живописи со всем должным рвением, и потому во всей этой столь большой работе нет ничего хорошего, кроме одной истории, где вокруг Ѕогоматери в комнате много девушек в разных, по обычаю того времени, одеждах и прическах занимаютс€ соответственно и разными делами: одна пр€дет, друга€ шьет, эта наматывает шерсть, а та вышивает, да и все остальные работы подмечены и выполнены јньоло очень хорошо.

–асписав подобным же образом дл€ благородного семейства јльберти фреской главную капеллу церкви —анта  роче и изобразив в ней все происходившее при обретении  реста, он выполнил эту работу с большой опытностью, но без особенно хорошего рисунка, ибо только колорит в ней очень красив и продуман.  огда же он позднее писал также фреской в капелле Ѕарди в той же церкви несколько историй из жити€ св. Ћюдовика, то получилось у него гораздо лучше. ј так как он работал по прихоти, то с большим, то с меньшим старанием, то в —анто —пирито, также во ‘лоренции, за дверью, ведущей с площади в монастырь, над другой дверью он написал фреской Ѕогородицу с младенцем на руках и св€тых јвгустина и Ќикола€ так хорошо, что фигуры эти написаны будто вчера. ј так как у јньоло осталась как бы в наследство тайна мозаичных работ и дома у него были инструменты и все, употребл€вшеес€ дл€ этого его дедом √аддо, то и он дл€ врем€провождени€, только потому, что это было у него под рукой, делал, когда придетс€, что-нибудь и мозаикой. » вот так как многие мраморные плиты, покрывавшие восьмигранную крышу баптистери€ —ан ƒжованни, были разрушены от времени, вследствие чего сырость, проникнув внутрь, изр€дно испортила мозаику, которую к этому времени уже выполнил јндреа “афи, то консулы цеха купцов постановили переделать, пока не испортилось и остальное, большую часть мраморного перекрыти€, а также починить и мозаику. » посему заказ на всю работу и руководство ею были переданы јньоло, и он в 1346 году произвел перекрытие новым мрамором, накладыва€ с большой тщательностью плиты по стыкам на рассто€нии в два дюйма одну над другой и стесыва€ каждый камень на половину его толщины. «атем, св€зав их стуком из мастики, сваренной с воском, он сладил все с такой тщательностью, что с тех пор ни крыша, ни своды никогда больше не портились от сырости. “ак как затем јньоло починил и мозаику, то это и стало причиной того, что по его указани€м и весьма обдуманному проекту был переделан таким, каков он и теперь, под крышей вокруг названного храма весь верхний мраморный карниз, который раньше был гораздо меньше, чем теперь, и весьма обычным.

 роме того, по его же указани€м, в палаццо дель ѕодеста были выведены своды зала, который раныпе был перекрыт потолком, чтобы, не говор€ уже об украшении, они снова не пострадали от огн€, как это уже много времени тому назад случалось. ѕомимо этого, по указанию јньоло вокруг названного дворца были устроены зубцы, которые наход€тс€ там и ныне и которых раньше не было вовсе. ѕока он работал над этими вещами, он не совсем забрасывал и живопись и написал на доске дл€ главного алтар€ —ан ѕанкрацио темперой Ѕогородицу, св€тых »оаннов  рестител€ и ≈вангелиста, а р€дом св€тых братьев Ќере€, јхиле€ и ѕанкрати€ с другими св€тыми. ќднако лучшее в этой работе, хот€ в ней и много хорошего, это Ч пределла, заполненна€ малыми фигурами и разделенна€ на восемь историй из жити€ ћадонны и св. –епараты. ѕосле чего на доске болыпого алтар€ —анта ћариа ћаджоре, также во ‘лоренции, он в 1348 году толково выполнил дл€ Ѕароне  апелли танцующих ангелов вокруг ¬енчани€ Ѕогоматери. ¬скоре после этого в приходской церкви в ѕрато, перестроенной в 1312 году под руководством ƒжованни ѕизано, как об этом говорилось выше, јньоло расписал фреской в капелле, в которой хранитс€ по€с Ѕогоматери, много истории из ее жити€, а в других церквах тои же округи, изобилующей весьма почитаемыми монастыр€ми и обител€ми, он выполнил много других работ.
 

ѕродолжение

 артины художника

–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru