ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

 орреджо (јнтонио јллегри -1489-1534). ѕродолжение

 

¬ 1520  орреджо получает заказ на росписи в церкви —ан-ƒжованни Ёванджелиста в ѕарме (согласно документам он работал здесь с 26 июл€ 1520 по 23 €нвар€ 1524). ќн расписал купол апсиду (1522-1523; разрушена в 1587 во врем€ реконструкции росписи  орреджо были повторены „езаре јретузи) фриз главного нефа (исполнен по его рисункам –ондани и др.) и, наконец, фриз в хоре (1523-1524). ¬озможно, также что  орреджо был и архитектором купола (ј.  винтавалле) подчинив его живописи. Ќа барабане изображены —имволы ≈вангелистов соединенные друг с другом гирл€ндами. «десь чувствуетс€ вли€ние –афаэл€ но также и ‘оппы и Ћеонардо у которого заимствованы прозрачные тени и нова€ текучесть. ¬ куполе изображена сцена "явлени€ ’риста »оанну ≈вангелисту на ѕатмосе"; св. »оанн смотрит на ’риста спускающегос€ в ореоле света. 11 апостолов сид€т на облаках поддерживаемых путти. Ћишенна€ какой бы то ни было архитектурной декорации эта сцена ритмизирована группами облаков и фигурами апостолов расположившихс€ подвое. «десь  орреджо демонстрирует абсолютное знание перспективы и анатомии полученное у ћантеньи и ћикеланджело а также световоздушной среды унаследованное от Ћеонардо и венецианских художников.  роме того, он создал структурную модель, заимствованную художниками эпохи барокко в частности Ћанфранко мастером, родившимс€ в ѕарме и очарованным творением  орреджо. ѕозже на внутренней поверхности арок купола  орреджо написал восемь монохромных ветхозаветных фигур.

ѕосле окончани€ купола  орреджо пишет в апсиде " оронование ћарии со св€тыми и ангелами" на фоне цветов и мантеньевских фруктов. ќт этой работы разрушенной спуст€ п€тьдес€т лет сохранилась только центральна€ часть с изображением ’риста и ћарии (ныне ѕарма Ќациональна€ галере€) и три головки ангелов (Ћондон Ќациональна€ галере€). ¬о фризе бегущем вдоль главного нефа (1522-1524)  орреджо представил две главные темы: "языческое жертвоприношение" и "»удейское жертвоприношение". ‘риз был мало попул€рен до тех пор пока ј. Ё. ѕофам не обнаружил 15 рисованных этюдов  орреджо к этой композиции (‘ранкфурт Ўтеделевский художественный институт; Ћондон Ѕританский музей; –оттердам музей Ѕойманса ¬ан ЅЄнингена; ѕариж Ћувр) очень высоких по качеству; на основе этих рисунков сами росписи исполнил –ондани. «ато фриз в хорах создан самим  орреджо (1523-1524) тема росписей нефа завершаетс€ здесь в "’ристианском жертвоприношении" символе евхаристии. Ќужно также упом€нуть люнету в трансепте церкви с изображением »оанна ≈вангелиста напоминающую люнету —ебасть€но дель ѕьомбо в зале √алатеи на вилле ‘арнезина.

¬ 1524-1526 (то есть после росписей в церкви —ан-ƒжованни и до фресок в пармском соборе)  орреджо исполн€ет множество картин показывающих его стилистическую эволюцию: ритм становитс€ еще более необузданным цвет более интенсивным а чувства обостр€ютс€. Ёти произведени€ предвещающие эпоху барокко были высоко оценены художниками XVII в. особенно "—н€тие с креста" и "ћученичество св. ѕлацида и св. ‘лавии" (ѕарма Ќациональна€ галере€) которые принадлежат соответственно началу и концу этого периода. ѕсихологизм патетика децентрализованна€ композици€ —н€ти€ с креста несомненно произвели впечатление на јннибале  арраччи который копировал эту картину.

¬ те же годы  орреджо создал и другие шедевры: "Noli me tangere" (ћадрид ѕрадо) ѕоклонение младенцу (‘лоренци€ ”ффици) Esse Homo (Ћондон Ќациональна€ галере€) ћадонна с корзинкой (там же) ќбручение св. ≈катерины (ѕариж Ћувр; эта картина представл€ет собой круглую композицию которой соответствуют живые и контрастные цвета) а также два мифологических произведени€ ¬оспитание јмура (Ћондон Ќациональна€ галере€) и "¬енераї сатир и  упидон" ("јнтиопа"; ѕариж Ћувр; ритм здесь выражен не движением фигур а световыми п€тнами). ¬ "ћадонне со св. —ебасть€ном" (ок. 1525 ƒрезден  артинна€ галере€)  орреджо использует композицию "da sotto in su" вдохновленную "”спением" “ициана из церкви —анта-ћари€ деи ‘рари а последовательные ритмы характерны дл€ его росписей в хоре церкви —ан-ƒжованни Ёванджелиста. Ёти произведени€ предвещают  онтрреформацию, как в живописи, так и в скульптуре (Ѕернини) и одновременно подготавливают большое произведение мастера каким будет фреска в куполе пармского собора.

¬ 1522 когда  орреджо еще работал над роспис€ми в церкви —ан-ƒжованни Ёванджелиста он получил заказ на фрески в хоре куполе и расположенных р€дом арок пармского собора. »з этого обширного предпри€ти€ он исполнил (в 1526-1529) только часть: фрески в куполе на парусах (четыре св€тых патрона ѕармы »оанн  реститель св. »лларий св. ‘ома и св. Ѕернард) и двойные арки (монохромные изображени€ актеров и танцовщиц). «авершение фресок в хоре и апсиде было после смерти  орреджо поручено ƒжордже √андино дель √рано (1535) а потом в 1538 ƒжироламо ћаццола Ѕедоли. ‘реска в куполе собора €вл€етс€ кульминацией творчества  орреджо; здесь логически завершаютс€ поиски художника начатые в роспис€х в  амере ди —ан-ѕаоло и в церкви —ан-ƒжованни Ёванджелиста. ќднако в росписи в пармском соборе  орреджо приходит к другому художественному решению в силу внушительных размеров купола очень глубокого на восьмигранном основании прорезанном восемью окулюсами.  орреджо создал здесь бесконечное и си€ющее пространство объединившее барабан и купол темой и цветом: барабан играет роль балюстрады на которой расположены фигуры апостолов устремивших взгл€ды к небу. Ќо на земле обозначенной краем парапета разворачиваетс€ сцена "”спени€ ћарии" а хоровод ангелов поднимает ћадонну на небо увлека€ с ней св€тых и всех библейских персонажей; навстречу им спускаетс€ св. ћихаил. Ѕлагодар€ своей концентрической композиции эта фреска предвосхищает великие плафонные росписи эпохи барокко и завершает эволюцию  орреджо начатую в роспис€х в церкви —ан-ƒжованни Ёванджелиста: от устремленных к небу головок херувимов к умелой передаче движени€ ангелов и св€тых.

ѕоиски ритма и освещени€ динамичных фигур характерны и дл€ религиозных и мифологических картин  орреджо. “ак ћадонна со св. »еронимом ("ƒень" 1527-1528 ѕарма Ќациональна€ галере€) и "ѕоклонение пастухов" ("Ќочь" ƒрезден  артинна€ галере€) построены на игре косых штрихов и световых п€тен. Ёти же черты присущи и "ћадонне с миской" (1529-1530 ѕарма Ќациональна€ галере€); "—в. »осифу" (Ќеаполь  аподимонте); ћадонне со св. √еоргием (1531-1532 ƒрезден  артинна€ галере€). — 1530  орреджо по заказу герцога ћантуанского ‘едериго √онзага создает серию "Ћюбовные похождени€ ёпитера" ("ƒана€" –им галере€ Ѕоргезе; "Ћеда" Ѕерлин ƒалем музей; "»о" и "√анимед" ¬ена ћузей истории искусств) ¬ эти же годы он пишет в темпере две аллегорические картины "ѕороки" и "ƒобродетели" дл€ студиоло »забеллы д'Ёсте (ѕариж Ћувр). ¬о всех этих произведени€х можно видеть мотивы и волнообразные формы выраженные уже в роспис€х купола пармского собора.  аталог рисунков  орреджо был создан в 1957 ј. Ё. ѕофамом; он включает в себ€ 91 номер (24 ѕариж Ћувр) в том числе подготовительные рисунки сангиной к картинам или большим декоративным работам.
 

Ќазад

 артины художника


Ќа главную

—писок художников

—сылки.
 онтакты




–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru