ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

—имоне ћартини (1284-1344)

Ѕлистательную страницу художественного наследи€ треченто представл€ет живописна€ школа Ђнежной —иеныї, которую иногда величают Ђобольстительнейшей королевой среди италь€нских городовї. –азвитие живописи шло здесь по иному пути, нежели во ‘лоренции. –еформа ƒжотто была восприн€та сиенскими мастерами только частично; гораздо больше значили дл€ них традиции ƒуччо и художников, работавших на рубеже 13 Ч14 веков в јссизи. —иенской живописи с ее лиризмом и т€готением к изысканной условности в гораздо большей мере, чем флорентийской, оказались близки также традиции готики. » в то же врем€ некоторые новые дл€ 14 века тенденции воплощаютс€ в творчестве сиенских мастеров более смело и €рко.

ќ сиенской живописи той поры, более консервативной, но и более лирической, чем флорентийска€, мы можем судить по прекрасному ее образцу Ч Ђћадоннеї —имоне ћартини (Ёрмитаж). «десь уже нет мощи и эпической монументальности ƒжотто, но трудно оторватьс€ от блест€щих золотом и синевой радужных композиций, тонко очерченных небольших грациозных фигур.

Ќе материальной крепостью формы, не раскрепощением движени€, а прелестью цвета и певучестью линий плен€ют нас иконы сиенских мастеров. » велика€ византийска€ традици€, и Ђкуртуазныйї международный стиль, и позднеготическа€ французска€ миниатюра, и даже персидска€ миниатюра нашли в них свое отражение. » однако, законное место этих икон Ч в искусстве ѕредвозрождени€.

—воеобразие и оба€ние сиенской школы особенно полно выразились в творчестве —имоне ћартини (упомин. с 1315, ум. в 1344г.), самого выдающегос€ из живописцев 14 века. »скусство —имоне ћартини особенно далеко от флорентийского варианта треченто. ≈му присуща тончайша€ духовность, нередко столь возвышенно-отрешенна€, что она как бы очищена от конкретных человеческих эмоций. “ак, в си€ющем золотом и драгоценными вишневыми, темно-зелеными, блекло-красными тонами алтаре Ћюдовика “улузского (Ќеаполь, Ќациональные музеи  аподимонте, 1317) фигура молодого кардинала с кротким, поистине ангельским лицом предстает как некий отвлеченный и, как ни парадоксально это словосочетание, светски-рафинированный символ св€тости.

¬ степень высочайшей духовности возведено у —имоне ћартини и поэтическое движение чувств. “аково прославленное ЂЅлаговещениеї (1333, ‘лоренци€, ”ффици): €вл€ющиес€ на фоне мерцани€ золота фигуры ћарии и ангела наделены и отвлеченной красотой причудливого знака и стремительным порывом чувств, пронизывающим изощренную каллиграфию линий, легких и сильных, лет€щих и чеканно застывших, полных живого трепета и свивающихс€ в орнаментальные виньетки. ¬ работах ћартини отточенно-элегантна€ лини€, несуща€ в себе отвлеченную красоту узора и след живого, легкого движени€ руки мастера, играет исключительно важную роль. ¬ то же врем€ его привлекает си€ние золота, горение эмалево-густых красок. ¬се это сближает станковые работы ћартини с произведени€ми западноевропейской готики. Ѕольше того, ћартини, проведший последние годы жизни при папском дворе в јвиньоне, оказал несомненное вли€ние на формирование самого рафинированного варианта готической живописи 14 века. » в то же врем€ его искусство не только принадлежит »талии, но и воплощает устремлени€, св€занные с формированием элементов предренессансного и репессансного художественного мышлени€.

”же перва€ его работа Ч грандиозна€ фреска Ђћаэстаї (1315; 7,63’ ’9,7 м), занимающа€ целую стену главного зала сиенского ѕалаццо ѕубблико, лишена иконности ƒуччо, хот€ и написана всего через несколько лет после одноименной композиции последнего. —цена триумфа богоматери предстает в ней и как небесное видение, си€ющее на темно-синем фоне золотом и легчайшими оттенками голубого, розового, золотистого, и как торжественна€ церемони€, а все изображение, окаймленное широким декоративным бордюром, уподобл€етс€ драгоценному ковру. ќблаченна€ в парчу, увенчанна€ короной, величава€ и женственна€ мадонна ћартини далека от византийских прототипов; она предстает в облике царицы, а в ее свите по€вл€ютс€ как бы сошедшие со страниц куртуазных романов белолицые и розовощекие молодые женщины и юноши с томным, нежно-задумчивым взгл€дом узких глаз.

ѕродолжение

 артины художника

–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru