ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

ћазаччо (1401Ц1428). ѕродолжение

 

Ќаписанна€ ћазаччо фреска “роица (1426Ц1427) дл€ церкви —анта ћари€ Ќовелла во ‘лоренции была новым этапом его творчества. ¬ верхней части фрески изображена уход€ща€ в глубину ренессансна€ капелла, обрамленна€ снаружи двум€ пил€страми с коринфскими капител€ми. јрка опираетс€ на две, расположенные уже внутри капеллы, ионические колонны. «а ней открываетс€ пространство капеллы, передний план которой занимает крест с расп€тым ’ристом, ћари€ и апостол »оанн, сто€щие по обе стороны креста. ћазаччо, показыва€ “роицу, следует средневековым канонам, согласно которым в плоскостную фигуру Ѕога-ќтца вписывалась также плоскостна€ фигура Ѕога-—ына с распростертыми над ней крыль€ми голуб€ Ц ƒуха —в€того. «десь фигуры приобретали одинаковую величину, становились объемными, поэтому требовалось создание глубинной среды. ѕеред капеллой написана широка€ ступень и на ней две коленопреклоненные фигуры заказчиков фрески в традиционных позах с молитвенно сложенными руками. Ќижн€€ часть композиции (открыта после реставрации в 1952) Ц изображение саркофага с традиционной надписью, напоминающей о смерти.

¬первые обе части фрески были выполнены с точным математическим расчетом в единой перспективе, лини€ горизонта которой соответствует уровню зрени€ зрител€, создава€ неизвестную до того времени в живописи иллюзию реальности изображенного пространства, архитектуры, фигур. ѕерспективное построение фрески было средством раскрыти€ замысла произведени€. ÷ентрическа€ ориентаци€ перспективы подчеркивала значение главных фигур. Ќаход€сь по другую сторону картинной плоскости, капелла будто принадлежала иному миру, а изображени€ донаторов, саркофаг и сами зрители относились к этому, земному миру. Ќоваторством отличаетс€ лаконичность композиции, скульптурна€ рельефность форм, выразительность лиц, острота портретной характеристики заказчиков. ∆ивопись вступает в сост€зание со скульптурой в искусстве передачи объема, его быти€ в реальном пространстве. √олова Ѕога-ќтца €вл€етс€ воплощением величи€ и мощи, в лице ’риста преобладает спокойствие с тенью страдани€.

¬ершиной творчества ћазаччо были фрески в капелле Ѕранкаччи церкви —анта ћари€ дель  армне (1427Ц1428), выполненные совместно с ћазолино. –оспись была поручена ћазолино, который привлек к работе ћазаччо. “емой росписи была выбрана истори€ апостола ѕетра, под аркой на простенках предполагалось расположить сцены, св€занные с библейской историей первых людей. ¬ сент€бре 1425 ћазолино уехал, и ћазаччо продолжил росписи самосто€тельно, но, так и не завершив работы, также уехал в –им и там неожиданно умер в 1428. –аботы в капелле были остановлены, и лишь через 50 лет ‘илиппино Ћиппи закончил оформление капеллы.

÷ентральный по€с фресок: »згнание из ра€ (ћазаччо), слева „удо со статиром (ћазаччо), √рехопадение (ћазолино), справа ¬оскрешение “авифы (ћазолино), две фрески алтарной стены Ц ѕроповедь апостола ѕетра (ћазолино),  рещение новообращенных (ћазаччо). ¬ фресках ћазаччо изображаемые сцены лишены мистики, показаны как реальные событи€, персонажи Ц это земные люди. —амым известным произведением ћазаччо в капелле €вл€етс€ »згнание из ра€. ¬ ней все внимание сосредоточено на драматизме сюжета, постановке и пластической лепке фигур. ¬первые в истории ¬озрождени€ удалось правдиво изобразить обнаженное тело, хот€ фигуры показаны без детализации, лишь прописаны их основные мышцы. «десь еще нет точного знани€ анатомии, но ощущаетс€ общее знание человеческого тела. ‘игуры заполн€ют почти всю поверхность фрески. „ерты лиц јдама и ≈вы даны эскизно, без подробностей, лишь передаетс€ их душевное состо€ние: см€тение, стыд, раска€ние.

¬ „уде со статиром (статир Ц древнегреческа€ монета) многофигурна€ композици€ разделена на три части: на фоне пейзажа в центре показано начало истории, когда ’ристос и его ученики были остановлены сборщиком подати. ’ристос велит ѕетру выловить рыбу и достать из нее монету Ц этот эпизод расположен слева. —права Ц ѕетр вручает стражнику деньги. ¬ повествовательной композиции даны три разновременных эпизода согласно средневековой традиции. Ќо в нарушение этой традиции, сцены в ней не идут последовательно одна за другой. √лавное действующее лицо Ц ’ристос, он Ц центр группы апостолов, центр композиции, смысловой центр произведени€. ‘игуры апостолов величавы и массивны. ¬с€ фреска написана с единой точки зрени€, головы персонажей наход€тс€ на уровне горизонта, фигуры соотнесены с пейзажем в масштабе и в цветовых отношени€х. «ритель видит спокойную пластику поз, естественность жестов, монументальную обобщенность. Ћица апостолов индивидуализированы. ’арактер развити€ действи€, созданные образы, построение пространства принадлежали уже новому искусству.

”ехавший в августе 1428 в –им ћазаччо успел приступить там к работе в церкви —ан  лементе, где он писал фреску √олгофа, когда он неожиданно скончалс€.

Ќесмотр€ на краткость жизни и творчества ћазаччо, он оказал сильнейшее вли€ние на новое зарождающеес€ искусство. — ним на смену средневековым традици€м пришли черты новой грандиозной эпохи Ц ¬озрождени€. ћазаччо порвал господствовавшими в живописи второй половины 14 в. декоративностью и повествовательностью. ќн сделал решительный шаг в объединении фигуры и пейзажа, впервые дал воздушную перспективу. ¬ произведени€х ћазаччо по€вилс€ естественный горизонт, проход€щий на уровне глаз изображенных людей, активно использовалась линейна€ перспектива. ¬ фресках на смену неглубокой площадке пришло изображение реального глубокого пространства. ”бедительнее и богаче стала пластическа€ светотенева€ лепка фигур, прочнее их построение, разнообразнее их характеристики. ¬место декоративной красочности по€вилась сдержанна€ цветова€ гамма, ћазаччо пришел к созданию обобщенной и лаконичной монументальной формы.
 

Ќазад

 артины художника


Ќа главную

—писок художников

—сылки.
 онтакты




–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru