ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

ћикелино да Ѕезоццо (1388-1455)

 

ћикелино дa Ѕезоццо (активен между 1388 и 1445), также известен как ћикелино де ћолинари Ч италь€нский живописец и миниатюрист ломбардской школы, работавший в стиле интернациональной готики.

ћиланские писатели, начина€ с гуманиста ”берто ƒечембрио (1350Ч1427) и заканчива€ ƒжованни ѕаоло Ћомаццо (XVI век) называли ћикелино величайшим художником своего времени. ќсобенно его превозносили за его умение и талант в натуралистическом изображении птиц и животных.

ѕредположительно, самые ранние свидетельства о мастере Ч записи об оплате за Ђ—цены из жизни св. јвгустинаї во втором монастыре конвента августинцев (—ан-ѕьетро ин —ьель д'ќро, ѕави€). ќн всЄ ещЄ жил в ѕавии в 1404 году, когда строители ћиланского собора консультировались с ним как с Ђвеличайшим в искусстве живописи и орнаментаї. –осписи —ан-ѕьетро и панель его работы (1394), хранивша€с€ в —ан-ћустиола, ѕави€, не сохранились до наших дней, зато до нас дошли два иллюминированных манускрипта, атрибутируемых ему: Ђ омментарии —в€того јвгустина к ѕсалмамї (¬атикан, Ѕиблиотека јпостолика), веро€тно, изготовленные дл€ ћарко √аллина, августинца, профессора теологии в ”ниверситете ѕавии в 1396 году, и Ђѕогребальный панегирик и генеалоги€ ƒжан √алеаццо ¬исконтиї (Ќациональна€ библиотека, ѕариж), датируемый 1403 годом.

—ходство в стиле иллюминированных инициалов с цветовой гаммой и манерой другого мастера, монаха-августинца ѕьетро да ѕавиа, позвол€ет предположить пр€мую св€зь между двум€ этими художниками в начале творческого пути ћикелино. —тилистические аналогии с работами —тефано да ¬ерона, художника ‘илиппа “олстого, поднимают вопрос, не учились ли оба этих художника у французского мастера, предположительно навестившего ѕавию в районе 1385 года.

ѕервым датированным произведением ћикелино да Ѕезоццо €вл€етс€ миниатюра из Ђѕогребального панегирика о ƒжангалеаццо ¬исконтиї (1403г. ѕариж, Ќациональна€ библиотека). ¬ те же годы ћикелино исполнил четыре рисунка с изображением апостолов (ѕариж, Ћувр). ѕримерно к этому же времени, или даже чуть раньше, относ€т его фреску Ђ–асп€тиеї в церкви —ан —альваторе сопра  ревенна. »таль€нский исследователь –оберто Ћонги приписывает ему также фрагмент фрески Ђ—в. Ћаврентий с донаторомї в церкви в ¬иболдоне. ¬ этих ранних произведени€х ћикелино выгл€дит учеником и последователем ƒжованнино де √расси, в более м€гком и утонченном варианте.

—огласно документам в 1410 году он находилс€ в ¬енеции одновременно с ƒжентиле да ‘абриано, стиль которого на него повли€л незначительно. ¬месте с тем работы мастера в ¬енето важны тем, что св€заны со —тефано да ƒзевио (—тефано да ¬ерона), поскольку оба они в это врем€ примкнули к австро-чешской школе, и к готическому стилю в целом. Ћучшим примерами тому служат Ђћадонна в саду из розї —тефано да ¬ерона, и Ђќбручение св. ≈катериныї ћикелино да Ѕезоццо (—иена, ѕинактека), которое имеет подпись ЂMichelinus fecitї, и гораздо решительнее отказываетс€ от трехмерного пространства, чем работа —тефано да ¬ерона, но в то же врем€ носит более повествовательный и человечный характер. ¬ этот период ћикелино близок манере веронских мастеров. Ѕезусловным шедевром ћикелино да Ѕезоццо €вл€етс€ Ђ„асословї из библиотеки в јвиньоне, обладающий цветовой и линеарной элегантностью. ¬ его миниатюрах можно обнаружить как вли€ние —тефано да ¬ерона, так и отголоски искусства ƒжованнино де √расси. ¬ли€ние де √расси можно найти и в миниатюрах с изображени€ми сезонных работ в ЂHistoria plantarumї из библиотеки  азанатенсе в –име. “е же черты, но в несколько более упрощенной форме, характерны и дл€ ЂLibretto degli Anacoretiї (–им,  абинет эстампов), которое кажетс€ произведением мастерской художника, и напоминает творчество его сына, Ћеонардо, автора фресок в церкви —ан ƒжованни в  арбонаре (Ќеаполь, 1430-40гг.).

  более зрелому творчеству ћикелино относитс€ Ђ„асословї из библиотеки Ѕодмер в  олони, близ ∆еневы, Ђќбручение ћарииї (Ќью-…орк, ћузей ћетрополитен), и фрагменты старинных светских фресок из ѕалаццо Ѕорромео в ћилане (ныне Ц крепость Ћа –окко ди јнджера). ¬ этих фресках, ранее приписываемых ученикам ћикелино Ц ƒзаваттари и  ристофоро ћоретти, очевидно стремление старого мастера применить манеру Ђинтернациональной готикиї к развернутому в пространстве повествованию. ¬ ней видно вли€ние фресок ћазолино в  астильоне ќлона, особенно в пейзаже.
 


 артины художника

–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru