ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

ћонсу ƒезидерио (1593-1644)

 

ћотив затер€нного, странного, загадочного города часто встречаетс€ в картинах мастера, известного как ћонсу ƒезидерио (1593Ц1644). ƒолгое врем€ о французском происхождении художника говорило лишь слово Ђмонсуї Ч искаженное Ђмсьеї Ч перед его именем. »звестно, что он прибыл в »талию из Ћотарингии и работал в Ќеаполе, ¬енеции и –име.

Ѕернардо ƒоминичи, главный источник информации по истории неаполитанской живописи (1742), единственный раз упоминает им€ этого художника. ќн именует его Ђзнаменитым мастером перспективы и видовї и описывает две картины: одну Ч изображающую площадь перед собором —ан-ƒоменико-ћаджоре в Ќеаполе, другую Ч с площадью, ведущей к воротам  астелло-Ќуово. ј поскольку следов этих картин не обнаружили, то и предположили, что ƒоминичи, как он часто поступал во славу Ќеапол€, выдумал этого художника.

Ќачало атрибуции картин ћонсу ƒезидерио начинаетс€ с п€ти холстов из коллекции графа √арраша в ¬ене, которые были приобретены им в 1730-х годах в Ќеаполе. ¬ насто€щее врем€ эталоном подлинного ƒезидерио считаетс€ картина Ђ»нтерьер собораї (собр. ≈. ѕалмер, Ћондон), имеюща€ подпись: Francisco Desiderio Napoli, 1621.

—уществует еще и другой, не менее чем подписи, верный способ Ђопознани€ї ƒезидерио. Ёто архитектурные сооружени€, Ђнасел€ющиеї его картины. јрхитектурные пам€тники Ќеапол€, ¬енеции и –има, преображенные фантазией художника, но позвол€ющие все же узнать их. ≈сли, например, вы видите в картине смешанные готические, ренессансные и древнеримские формы, Ч перед вами картина римского периода. ¬енецианские мотивы (например, картина из Ёрмитажа) свидетельствуют о пребывании художника в ¬енеции.

Ќо, несмотр€ на эти узнаваемые формы, картины ћонсу ƒезидерио фантастичны, они €вл€ют собой образцы высокой поэзии в живописи.

 артины ћонсу ƒезидерио по-барочному сложны, загадочны, парадоксальны. ¬ них живет неоплатонический принцип: Ђ”важение к сокрытому достигаетс€ вуальюї. ћотивы оживающих статуй, сплетающиес€ жи≠вые и искусственные формы, контрасты света и тени Ч все напоминает барочную поэзию.

¬ картинах ћонсу ƒезидерио присутствует нова€ трактовка пространства, привлекающа€ к нему многих современных архитекторов-новаторов. Ёто не только страсть к исполинскому масштабу, к монументальности форм. Ёто Ђрасширениеї пространства, стремление придать ему необычайную прот€женность.

“ак, в картине Ђѕь€ццетта в ¬енецииї (собр. ј. Ўэрф) мы с трудом узнаем известный центр в ¬енеции. ѕлощадь раздвинулась вглубь и вширь, ƒворец дожей и библиотека —ан-ћарко превратились в гигантские сооружени€, площадь замкнулась фантастическим зданием с аркадой и башней с часами, собор —ан-ћарко превратилс€ в необыкновенное многокупольное сооружение.

» здесь совершенно неожиданно художественный метод мастера XVII века вступает в контакт с некоторыми прогрессивными иде€ми, характерными дл€ современной архитектуры.

—интез поэзии, скульптуры и архитектуры, характерный дл€ картин ћонсу ƒезидерио, близок к так называемой Ђмиражнойї архитектуре —. ‘лориана, рассчитанной на включение и выключение голографических изображений всего комплекса окружающей среды, котора€ таким путем становитс€ Ђтотально проницаемойї дл€ человека и потому как бы высвобождает дремлющие в нем резервы физической и психической энергии.

≈ще не исследована динамика и ритмика архитектурных и скульптурных форм в картинах италь€нского мастера, что, безусловно, даст много интересного. Ќо его вли€ние на дальнейшее развитие архитектуры несомненно.
 


 артины художника

–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru