ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

—альваторе –оза (1615-1673). ѕродолжение

 

Ќа сей раз —альватору –озе повезло больше. ќн заслужил благосклонность кардинала Ѕранкаччи, и тот даже поручил ему написать фрески в епископском дворце и алтарный образ дл€ одной из церквей. ƒо наших дней сохранилась только часть этих произведений, и эта часть оставл€ет желать лучшего. ¬идимо, художник понимал, что его монументальные творени€ не слишком хороши. ѕо крайней мере, сам он подобных заказов не искал и, в отличие от большинства своих коллег, стремившихс€ поскорее зан€ть теплое место в свите какого-нибудь высокопоставленного лица, позиционировал себ€ как Ђсвободного артистаї.

Ќо долго так продолжатьс€ не могло. » в конце 1639 года, после ссоры с Ћоренцо Ѕернини, любимым архитектором и скульптором римской курии, –оза прин€л приглашение на службу от ƒжованни  арло ћедичи, будущего кардинала. ¬ 1640 году он уже находилс€ во ‘лоренции в качестве придворного художника ћедичи. —о свойственной ему плебейской наивностью наш герой полагал, что его талант €вл€етс€ своего рода пропуском в аристократические круги. Ќе тут-то было. Ќесколько раз живописцу довольно чувствительно дали пон€ть, что плебей всегда останетс€ плебеем, какими бы талантами он ни обладал. јристократы приходили в его дом, ели и пили за его счет, но, как горько признавалс€ сам –оза, Ђвстретив на улице, не узнавалиї. ¬прочем, довольно скоро мастер нашел во ‘лоренции свой круг общени€, основав Academia degli percossiї (Ђјкадемию ушибленных-''). ≈е членами и частыми гост€ми –озы стали известные художники, поэты, музыканты, ученые. —реди них были математик “орричелли, композитор „ести, филологи  арло ƒати и ¬алерио  иментелли. Ќа отсутствие заказов художник пожаловатьс€ не мог, и жизнь его текла вполне беззаботно. “€готила его лишь зависимость от ћедичи, хот€ его должность при дворе и не была обременительна.

¬ 1647 году в Ќеаполе вспыхнуло восстание. ѕредводителем неаполитанской бедноты, в очередной раз пытавшейс€ освободитьс€ от испанского ига, выступил рыбак ћазаньелло. ¬ некоторых источниках говоритс€, будто —альватор –оза тоже Ђвступил в войско ћазаньеллої, дл€ чего покинул ‘лоренцию и отправилс€ в Ќеаполь, но это не более чем романтическа€ легенда. ќднако восстание (завершившеес€ в 1648 году полным разгромом и жестокими казн€ми неаполитанцев) имело дл€ –озы значение. ќно встр€хнуло его, заставило вновь задуматьс€ о своем зависимом, Ђподломї положении. ¬ысказав свое отношение к восстанию в сатире Ђ¬ойнаї (ЂЌе обновились ли древние ценности, если сегодн€ презренный рыбак дает образец цар€м...ї), –оза в 1649 году распростилс€ с ‘лоренцией и оп€ть Ч в который уж раз Ч поехал в –им, чтобы снова сделатьс€ Ђсвободным художникомї.

¬ это врем€ он уже настолько попул€рен, что может позволить себе не только жить и творить независимо, но даже Ђпокуражитьс€ї над некоторыми заказчиками. ќн бесцеремонно отклон€ет приглашени€ работать при дворах јвстрии, Ўвеции и ‘ранции. ќн ведет себ€ с аристократами вызывающе, заставл€ет их буквально вымаливать у него картины. ќн соревнуетс€ с высокопоставленными заказчиками в щедрости: в ответ на предложение непомерно высокой платы отсылает им в дар лучшие свои работы. —ловом, ведет себ€ Ђнагло и непоследовательної. ѕатриции скрежещут зубами, но Ђэтот выскочкаї только забавл€етс€ их злостью Ч ибо все они, за исключением очень немногих друзей, так и остались дл€ него, неаполитанского плебе€, врагами. ¬ подобном поведении было много реб€ческого, но, кажетс€, –озу это не смущало.

”мер он в 1673 году от вод€нки, так и оставшись членом всего лишь одной јкадемии Ч Ђјкадемии ушибленныхї (в јкадемию св€того Ћуки его не прин€ли, и это Ђнеприн€тиеї художник понимал как наказание за строптивость). ѕеред смертью –оза обвенчалс€ со своей любовницей Ћукрецией, с которой прожил много лет и вырастил двоих сыновей.
 

Ќазад

 артины художника


Ќа главную

—писок художников

—сылки.
 онтакты




–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤
PR-CY.ru