ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

јндреа дель —арто (1486-1530). ѕродолжение

 

∆изнь художника постепенно обустраивалась. ќн уже зарабатывал достаточно, чтобы оказывать помощь своей семье и самому не проз€бать в нужде. —о всем тем, скупым и корыстным он не был, уме€ довольствоватьс€ малым. ¬азари особо подчеркивает, что мастер никогда не завышал цены на свои работы. Ѕолее того, Ђбрал очень мало за свои трудыї, стара€сь не дл€ денег, а дл€ чести.

“акое, сравнительно беззаботное, существование продолжалось до тех пор, пока живописец не влюбилс€ в Ћукрецию дель ‘еде, молодую, недавно овдовевшую женщину. ∆енившись на ней, јндреа дель —арто сделалс€ (по крайней мере, если верить ¬азари) форменным подкаблучником. ћало того, что почти вс€кий женский образ писал он после женитьбы со своей супруги, но еще и трудилс€ не поклада€ кисти, чтобы удовлетвор€ть любую ее прихоть.

Ќо, будучи женщиной недальновидной, Ћукреци€ собственными руками разрушила тот фундамент, на котором могло бы зиждитьс€ благополучие семьи. —лучилось это так. ¬ 1518 году король ‘ранциск I, наслышанный об изр€дном таланте јндреа дель —арто, пригласил его работать во ‘ранцию. ѕри своем дворе он окружил художника всеми мыслимыми почест€ми и осыпал его бесчисленными дарами. ќстаньс€ мастер во ‘ранции, его ждали бы слава и безбедна€ старость. Ќо в один прекрасный день он получил письмо от Ћукреции, где она просила его вернутьс€ домой. ∆ивописец объ€вил королю, что ему необходимо съездить во ‘лоренцию. ќн прис€гнул на ≈вангелии, что вернетс€, привез€ с собою жену и наиболее ценные дл€ него картины и скульптуры. ѕоверив ему, ‘ранциск I отпустил его и даже снабдил деньгами на путешествие. —тоит ли говорить, что больше он его уже никогда не увидел? ѕо возвращении во ‘лоренцию јндреа дель —арто был сражен слезами жены, не желавшей покидать родину и ехать на чужбину. ћольбы супруги значили дл€ него больше, чем кл€твы, данные королю, и он навсегда осталс€ во ‘лоренции, упустив возможность снискать почет и богатство.

ћежду тем, во ‘лоренции никто не ожидал его возвращени€. «аказчики, полага€, что он уже окончательно переселилс€ во ‘ранцию, передали работы, начатые им, другим живописцам (в частности, за врем€ отсутстви€ јндреа две фрески в монастыре —кальцо успел написать ‘ранчабиджо). », хот€ наш герой довольно быстро вернул себе былое положение, сердце его еще долго сжималось при мысли о нарушенной кл€тве.

¬ 1523 году во ‘лоренции разразилась эпидеми€ чумы. „тобы обезопасить себ€ и свою семью от заразы, художник всем домом, Ђсо чады и домочадцыї (своих детей у него, впрочем, не имелось; единственное Ђчадої в семье была дочь Ћукреции от первого брака, впоследствии позировавша€ јндреа дель —арто дл€ Ђƒевушки с томиком ѕетрарки), переехал на врем€ в ћуджелло. «десь он получил заказ от сестер местного монастыр€ на написание алтарного образа Ђќплакивание ’ристаї (этот образ, иначе называемый Ђѕьетаї, читатель может увидеть в разделе Ђ артинна€ галере€ї). ћонахини, по свидетельству ƒжорджо ¬азари, относились к художнику и его семейству очень ласково, и, плат€ добром за добро, он работал над заказанной ими картиной с большим одушевлением и усердием.

 огда эпидеми€ миновала, јндреа дель —арто вернулс€ во ‘лоренцию и продолжил работу над начатыми прежде циклами. ѕришлось ему вспомнить, в частности, и о весьма давнем своем об€зательстве перед монастырем —ан-—альви, еще в 1511 году обратившемс€ к художнику с просьбой изобразить на стене трапезной “айную вечерю. Ёта работа, замечательна€ по колориту, была закончена им в 1527 году, через два года после не менее прекрасной Ђћадонны дель —аккої.

¬ последних творени€х јндреа дель —арто уже чувствуетс€ дыхание близкой смерти. «а год или за два до нее он создал удивительно проникновенный автопортрет (¬азари пишет, что сначала он хотел запечатлеть свою жену, но та отказалась позировать, и тогда мастер использовал приготовленные краски, написав себ€ самого).
”мер он в 1530 году, когда во ‘лоренции в очередной раз свирепствовала чума. ¬прочем, скорее всего, скончалс€ он не от нее, а, как говорит биограф, Ђто ли от страха, то ли от беспор€дочного вкушени€ пищиї. Ќа смертном своем одре јндреа дель —арто был лишен самого необходимого ухода, поскольку Ћукреци€, все-таки опаса€сь, что ее супруг заражен чумой, старалась держатьс€ от него подальше.  огда живописец скончалс€, то домашние даже не сразу это заметили. ѕохоронен он был брать€ми монастыр€ —кальцо в церкви сервитов.
 

Ќазад

 артины художника

–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru