ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

јретино —пинелло (1345-1410). ѕродолжение

 

–авным образом в приходской церкви јреццо в капелле св. ¬арфоломе€ он выполнил много историй из жити€ этого св€того, а насупротив, в другом нефе, в капелле св. ћатфе€, что под органом, расписанной якопо ди  азентино, его учителем, он, кроме многочисленных и весьма толковых историй из жити€ этого св€того, выполнил на своде в нескольких тондо четырех евангелистов в свободной манере, ибо над человеческими туловищами и конечност€ми он сделал св. »оанну орлиную голову, ћарку Ч львиную голову, Ћуке Ч голову быка и лишь ћатфею человеческий, а именно ангельский лик. «а јреццо он написал также в церкви —ан —тефано (выстроенной аретинцами на многих гранитных и мраморных колоннах дл€ прославлени€ и сохранени€ пам€ти многих мучеников, умерщвленных на сем месте ёлианом ќтступником) много фигур и историй с тщательностью бесконечной, примен€€ краски так, что они сохран€лись весьма свежими до тех пор, пока несколько лет тому назад не были уничтожены. Ќо что там было удивительным, помимо историй из жити€ св. —тефана, выполненных фигурами, превышающими естественные размеры, так это »осиф на истории ¬олхвов, который вне себ€ от радости прибытию названных царей превосходно изображен рассматривающим их в то врем€, как они раскрывают сосуды с сокровищами и передают их ему. ¬ той же самой церкви Ѕогоматерь, прот€гавающа€ розу младенцу ’ристу, пользовалась и пользуетс€, будучи фигурой прекраснейшей и благостной, таким почетом у аретинцев, что, невзира€ ни на какие затруднени€ и расходы, когда сносилась церковь —ан —тефано, они вырубили вокруг нее стену, которую затем искусно укрепили, пронесли ее по городу и поместили в неболыиой церковке, дабы почитать ее, что ныне и делают, с тем же благоговением, с каким делали это раньше. ƒа и ничего удивительного в этом нет, ибо —пинелло было свойственно и дл€ него естественно придавать своим фигурам некое простое из€щество, в котором есть нечто скромное и св€тое, и кажетс€, что созданные им фигуры св€тых и в особенности ƒевы дышат чем-то неизъ€снимо св€тым и божественным, внушающим люд€м высшее перед ними благоговение, как это можно видеть не только по названной, но и по той Ѕогоматери, котора€ находитс€ на  анто дельи јльберготти, а также по той, что на стене приходской церкви с внешней стороны в —отериа, и равным образом по той, что подобна им и находитс€ на  анто дель  анале. “акже рукой —пинелло на стене больницы —в€того ƒуха выполнена весьма прекрасна€ истори€, как —в€той ƒух нисходит на апостолов, а также две истории внизу, где св€тые  озьма и ƒамиан отрубают у мертвого арапа здоровую ногу, дабы приставить ее больному, у которого они отрубили сгнившую. –авным образом весьма прекрасно и Noli me tangere, что между названными двум€ работами. ¬ братстве ѕураччуоли на площади —ант-јгостино в одной из капелл он выполнил Ѕлаговещение, отличающеес€ очень хорошим колоритом, а во дворе этого монастыр€ написал фреской Ѕогоматерь и св€тых »акова и јнтони€ и изобразил там же коленопреклоненного воина в полном вооружении со следующей надписью: Ќос opus fecit fieri Clemens Pucci de Monte Catino, cuius corpus iacet hic и т.д. Anno Domini 1367 die 15 mensis maii. –авным образом в той же церкви в капелле со св. јнтонием и ƒругими св€тыми можно узнать по манере, что они работы —пинелло; немногим позднее в госпитале —ан ћарко, который ныне стал монастырем монахинь —анта  роче, ибо монастырь их, находившийс€ за городом, был снесен, он расписал многими фигурами весь портик и изобразил там в виде св€того 'ригори€ возле фигуры ћилосерди€ папу √ригори€ IX с натуры.

 апеллу св. »акова и ‘илиппа, что при входе в церковь —ан ƒоменико того же города, —пинелло расписал фреской в прекрасной и уверенной манере; такова же и по€сна€ фигура св. јнтони€, изображенного на стене церкви в окружении четырех историй из его жити€ и написанного столь прекрасно, что кажетс€ живым; те же истории и многие другие из жити€ того же св€того јнтони€ равным образом работы —пинелло наход€тс€ в церкви —ан ƒжустино, в капелле св. јнтони€. ¬ церкви —ан Ћоренцо он написал в прелестно выполненных фресках в одной стороны несколько историй из ∆изни ћадонны, а снаружи церкви он изобразил ее сид€щей.

¬ ћалой больнице, насупротив монахинь св. ƒуха, близ ворот, ведущих в –им, он расписал собственноручно весь портик, про€вив в усопшем ’ристе на колен€х у ћарии столько таланта и рассудительности, что показал себ€ равным ƒжотто по рисунку и намного превзошедшим его по колориту. “ам же он изобразил сид€щего ’риста с богословскими символами, весьма искусно расположив “роицу внутри солнца таким образом, что видно, как из каждой из трех фигур исход€т те же лучи и то же си€ние. Ќо и с этой работой с большим поистине ущербом дл€ любителей этого искусства произошло то же, что и со многими другими, а именно она была уничтожена при укреплении города. ¬ братстве св. “роицы снаружи церкви можно видеть табернакль, превосходнейшим образом расписанный —пинелло фреской, внутри которого наход€тс€ “роица, св€тые ѕетр,  озьма и ƒамиан, одетые так, как обычно одевались в те времена врачи.

 огда выполн€лись эти работы, дон якопо из јреццо был назначен генералом конгрегации ћонте ќливето через дев€тнадцать лет после того, как по его заказу, как говорилось выше, тем же —пинелло было выполнено много работ во ‘лоренции и јреццо; и потому, пребыва€, по их обычаю, в ћонте ќливето ћаджоре ди  ьюзури, месте сиенского округа, наиболее почитаемом этим орденом, он возымел желание заказать дл€ этого места прекраснейшую доску: вот почему он послал за —пинелло, который раньше обслуживал его весьма отменно, и поручил ему написать темперой доску главной капеллы, на которой —пинелло и выполнил на золотом поле бесчис-ленное количество фигур от малых до больших с большим голком, а после того как —имоне „ини, флорентинцу, было поручено сделать кругом резную полурельефную раму, —пинелло, пользу€сь не совсем твердым или застбш-шим гипсом на клею, сделал в нескольких местах другую раму, получившуюс€ очень красивой, после чего √абриэлло —арачини все покрыл позолотой. Ётот √абриэлло под названной доской написал следующие три имени: —имоне „ини флорентинец выполнил резьбу, √абриэлло —арачини позолотил, а —пинелло сын Ћуки из јреццо расписал в 1385 году.

«акончив эту работу, —пинелло возвратилс€ в јреццо, получив, помимо вознаграждени€, много ласки от названного генерала и других монахов. ќднако оставалс€ он там недолго, ибо јреццо, раздираемый парти€ми гвельфов и гибеллинов, в те дни подвергалс€ разграблению, и он отправилс€ со своими домочадцами и с сыном своим ѕарри, занимавшимс€ живописью, во ‘лоренцию, где у него было много родственников и друзей. “ам он, вроде как дл€ врем€провождени€, написал за городскими воротами у —ан ѕьеро √аттолини на –имской дороге, в том месте, где она поворачивает на ѕоццолатико, в табернакле, ныне полуразрушенном, Ѕлаговещение, а в другом табернакле, там, где посто€лый двор √аллуццо, Ч другае живописные работы.

Ѕудучи затем приглашен в ѕизу, дабы закончить на  ампо —анто под истори€ми из жити€ св. –аньери недостававшие истории в незаписанном промежутке и соединить их с теми, что были сделаны ƒжотто, —имоне сиенцем и јнтонио венецианцем, он выполнил в этом месте фреской шесть историй из жити€ св€тых ѕетита и Ёпира. Ќа первой изображено, как мать одного из них представл€ет юношу императору ƒиоклетиану, который назначает его начальником войск, отправл€емых против христиан, а также как ему, едущему на коне, €вл€етс€ ’ристос, который, указу€ на белый крест, повелевает ему не преследовать его. Ќа другой истории мы видим ангела √осподн€, вручающего тому же св€тому, едущему на коне, ст€г веры с белым крестом на красном поле, который с той поры навсегда осталс€ гербом пизанцев, ибо св. Ёпир умолил Ѕога даровать ему боевое знам€. –€дом мы видим еще одну историю, на которой во врем€ жестокой битвы, зав€завшейс€ между св€тым и €зычниками, многочисленные вооруженные ангелы помогают ему одержать победу и в которой —пинелло сделал много такого, на что следовало в те времена обратить внимание, ибо искусство не имело еще ни силы, ни хорошего способа, чтобы при помощи красок живо выразить движени€ души. » в числе многого другого заслуживали внимани€ два солдата, которые, одной рукой вцепившись противнику в бороду, пытаютс€ лишить друг друга жизни обнаженными мечами, которые онн держат в другой руке, показыва€ выражением лица и всеми движени€ми членов, как каждый из них стремитс€ остатьс€ победителем, бесстрашным в своей суровой решимости и невообразимо отважным. ј также среди сражающихс€ на кон€х очень хорошо сделан всадник, пригвождающий копьем к земле голову врага, опрокинувшегос€ навзничь с охваченной испугом лошади. ƒруга€ истори€ показывает того же св€того, как он представл€етс€ императору ƒиоклетиану, который допрашивает его о вере и затем предает его мучени€м, приказыва€ ввергнуть его в печь, где он остаетс€ невредимым, а вместо него гор€т слуги, изображенные здесь очень живо со всех сторон; в общем, все остальные де€ни€ сего св€того вплоть до обезглавлени€, после которого душа его возноситс€ на небо, и в конце концов как из јлександрии в ѕизу перенос€тс€ мощи и реликвии св. ѕетита. ¬ целом произведение это по колориту и замыслу Ч самое прекрасное, законченное и выполнено лучше всех, написанных —пинелло, а это подтверждаетс€ и тем, что, отлича€сь прекрасной сохранностью, оно и поныне удивл€ет своей свежестью вс€кого, кто его видит.

«акончив эту работу на  ампо —анто, он написал в одной из капелл —ан ‘ранческо, а именно во второй от главной, много историй апостолов св. ¬арфоломе€, св. јндре€, св. »акова и св. »оанна. » может быть, он осталс€ бы работать в ѕизе и дальше, так как в этом городе произведени€ его ценились и вознаграждались, но, вид€, что в городе все подн€лось и пошло вверх дном из-за убийства мессере ѕьетро √амбакорти пизанскими гражданами Ћанфранки, он, будучи уже старым, снова вернулс€ со всей своей семьей во ‘лоренцию, где за свое там пребывание, не дольше чем в один год, выполнил в —анта  роче, в капелле ћаккиавелли, посв€щенной св€тым ‘илиппу и »акову, много историй из жити€ и кончины этих св€тых, доску же названной капеллы, так как он пожелал вернутьс€ в јреццо, город бывший или, вернее говор€, почитавшийс€ его родиной, он выполнил в јреццо и оттуда прислал ее завершенной в 1400 году.

»так, возвратилс€ он туда в возрасте семидес€ти семи лет или даже более и был встречен сердечно родственниками и друзь€ми своими, которые ласкали и почитали его посто€нно до конца его жизни, приключившегос€ в возрасте дев€носто двух лет. » хот€ и был он очень стар, когда возвратилс€ в јреццо, и, име€ пор€дочное состо€ние, мог бы прожить не работа€, однако, не уме€, как вс€кий, кто привык посто€нно работать, пребывать в бездействии, он подр€дилс€ написать дл€ братства —ант јньоло этого города несколько историй из жити€ св. ћихаила, которые по штукатурке стены были только набросаны красной краской, как это делали по большей части старые художники; однако в одном из углов и дл€ образца он выполнил и написал красками целиком одну историю, вызвавшую большое одобрение. ƒоговорившись затем с кем следует о цене, он закончил всю стену главного алтар€, где изобразил Ћюцифера, воздвигающего трон свой на севере, и падение ангелов, которые, низверга€сь на землю, превращаютс€ в дь€волов; там же мы видим в воздухе св. ћихаила, сражающегос€ с древним семиголовым и дес€тирогим змием, а внизу, в середине, Ч Ћюцифера, уже превратившегос€ в отвратительнейшее чудовище. » —пинелло получил такое удовольствие, изобразив его страшным и уродливым, что, как говор€т (чего только подчас не внушает воображение), названна€ написанна€ им фигура по€вилась ему во сне и спросила, где он его видел таким гадким и почему он так его опозорил своею кистью, и будто бы, проснувшись ото сна, он со страха даже крикнуть не мог и в трепете величайшем дрожал так, что проснувша€с€ жена прибежала на помощь; и, хот€ и была опасность умереть от такого происшестви€ сразу от разрыва сердца, все же он вне себ€ и с широко расширенными глазами жил еще короткое врем€, пока не умер, оставив друзь€м по себе печаль, а миру двух сыновей. ќдним из них был ‘орцоре, золотых дел мастер, чудесно работавший во ‘лоренции чернью, другим Ч ѕарри, который, всегда подража€ отцу, занималс€ живописью и превзошел его в рисунке. —ильно горевали аретинцы по поводу столь скорбного событи€, хот€ и был —пинелло старым, ибо лишились человека такой доброты и таланта.

”мер он в возрасте дев€носто двух лет, и гробница ему была воздвигнута в —анто јгостино в јреццо, где мы и теперь видим надгробный камень с гербом, на котором по его прихоти был изображен терновник. –исовать умел —пинелло гораздо лучше, чем пользоватьс€ рисунком в своих произведени€х, что можно видеть в нашей книге с рисунками разных древних живописцев по двум евангелистам, выполненным светотенью, и по св. Ћюдовику, прекрасным его рисункам. ѕортрет же его, помещенный выше, срисован мной с портрета, находившегос€ в старом соборе до его разрушени€. ∆ивописные работы его относ€тс€ к 1380Ч1400 годам.
 

Ќазад

 артины художника


Ќа главную

—писок художников

—сылки.
 онтакты




–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru