ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

ѕаоло ”челло (насто€щее им€ ѕаоло ди ƒоно)(1397Ц1475)

 

ѕаоло ”челло был бы самым привлекательным и самым своевольным талантом из всех, которых насчитывает искусство живописи от ƒжотто и до наших дней, если бы он над фигурами и животными потрудилс€ столько же, сколько он положил трудов и потратил времени на вещи, св€занные с перспективой, которые сами по себе и хитроумны и прекрасны, однако вс€кий, кто занимаетс€ ими, не зна€ меры, тот тратит врем€, изнур€ет свою природу, а талант свой загромождает трудност€ми и очень часто из плодоносного и легкого превращает его в бесплодный и трудный и приобретает (если занимаетс€ этим больше, чем фигурами) манеру сухую и изобилующую контурами, что в свою очередь порождает желание слишком подробно мельчить каждую вещь, не говор€ о том, что он и сам весьма часто становитс€ нелюдимым, странным, мрачным и бедным. “аким и был ѕаоло ”челло, который, будучи одарен от природы умом софистическим и тонким, не находил иного удовольстви€, как только исследовать какие-нибудь трудные и неразрешимые перспективные задачи, которые, как бы они ни были заманчивы и прекрасны, все же настолько вредили его фигурам, что он, старе€, делал их все хуже и хуже. ƒа не подлежит сомнению, что тот, кто слишком уж неистовыми зан€ти€ми совершает насилие над природой, хот€, с одной стороны, и утончает свой талант, однако все, что он делает, никогда не кажетс€ сделанным с той легкостью и тем из€ществом, которые естественно присущи тем, кто сдержанно, с осмотрительной разумностью, полной вкуса, накладывает мазки на свои места, избега€ вс€ких утонченностей, придающих произведени€м скорее нечто вымученное, сухое, затрудненное и ту дурную манеру, котора€ вызывает у зрител€ больше сожалени€, чем восхищени€; ведь талант только тогда хочет трудитьс€, когда рассудок готов действовать, а вдохновение уже воспламенилось, ибо только тогда он на наших глазах порождает превосходные и божественные вещи и чудесные замыслы. »так, ѕаоло беспрерывно находилс€ в погоне за самыми трудными вещами в искусстве и довел таким образом до совершенства способ перспективного построени€ зданий по планам и по разрезам, вплоть до верха карнизов и перекрытий, при помощи пересечени€ линий, сокращающихс€ и удал€ющихс€ к точке схода, а также при помощи точки глаза, предварительно и произвольно устанавливаемой выше или ниже. ¬ итоге он столького достиг в преодолении зтих трудностей, что нашел путь, способ и правила, как расставл€ть фигуры на плоскости, на которой они сто€т, и как они, постепенно удал€€сь, должны пропорционально укорачиватьс€ и уменьшатьс€, между тем как всЄ это раньше получалось случайно. ќн нашел также способ строить кривые распалубок и арок крестовых сводов, строить сокращение потолков вместе с уход€щими вглубь балками, строить круглые колонны на углу дома в толще его стены так, чтобы они закругл€лись за угол, а в перспективе спр€мл€ли угол так, чтобы он казалс€ плоским.

¬ этих размышлени€х он обрек себ€ на одиночество и одичание, остава€сь дома недели и мес€цы, ни с кем не вид€сь и никому не показыва€сь. » хот€ все это вещи трудные и прекрасные, все же если бы он потратил это врем€ на изучение фигур, которые выполн€л и так с довольно хорошим рисунком, то дошел бы в них до полнейшего совершенства; трат€ же свое врем€ в мудрствовани€х подобного рода, он при жизни оказалс€ более бедным, чем знаменитым. » потому скульптор ƒонателло, закадычный его друг, говаривал ему частенько, когда ѕаоло показывал ему обручи (мадзокки) с остри€ми и в клетку, изображенные перспективно с разных точек зрени€, шары с семьюдес€тью двум€ алмазными гран€ми и с жезлами, обвитыми стружками, на каждой грани, и другие причуды, в которых он проводил и на которые тратил врем€: ЂЁх, ѕаоло, из-за зтой твоей перспективы ты верное мен€ешь на неверное; эти штуки надобны только тем, кто занимаетс€ интарси€ми, Ч это они заполн€ют фризы жгутами, круглыми и гранеными витками и тому подобными вещамиї.

ѕервыми живописными работами ѕаоло были фрески в больнице Ћельмо, а именно св. јнтоний, аббат, в пр€моугольной нише, изображенной в перспективе между св€тыми  озьмой и ƒамианом. ¬ женском монастыре јнналена он написал две фигуры, а в церкви —анта “ринита, над левыми двер€ми внутри церкви, Ч фрески с истори€ми св. ‘ранциска, а именно как он приемлет стигматы, как он поддерживает церковь, нес€ ее на плечах, и как лобызаетс€ со св€тым ƒомиником. ќн исполнил также в церкви —анта ћариа ћаджоре, в капелле возле боковых дверей, ведущих к —ан ƒжованни, там, гдЄ образ и пределла ћазаччо, фреску Ѕлаговещени€, где написал изображение некоего здани€, достойное вс€ческого внимани€ и дл€ тех времен новое и трудное, ибо оно было первым, показанным художникам в прекрасной манере. Ќа нем из€щно и соразмерно был показан способ, как сделать, чтобы линии убегали и чтобы пространство, занимающее на плоскости ничтожное и небольшое место, увеличилось бы настолько, что кажетс€ очень большим и очень далеким, а те, кто с толком умеет из€щно добавл€ть к этому свет и тени, написанные красками и распределенные по своим местам, те, несомненно, достигают того, что глаз обманываетс€ и живопись становитс€ живой и выпуклой. », не удовлетворившись этим, он захотел также преодолеть еще большую трудность в нескольких перспективно сокращающихс€ колоннах, которые своим видимым наклоном спр€мл€ют выступающий угол свода, где изображены четыре евангелиста, что и было признано прекрасным и трудным решением, и поистине ѕаоло в этой области был мастером изобретательным и могучим.

ќн написал также во дворе —ан ћинь€то под ‘лоренцией зеленой землей и отчасти красками жити€ св€тых отцов, где он не очень следил за единством колорита, которое необходимо соблюдать в одноцветных истори€х, так как он фоны написал голубым, города красным цветом, а здани€ по-разному, как бог на душу положит, и в этом сплоховал, ибо предметы, изображаемые каменными, не могут и не должны быть разноцветными. √овор€т, что, в то врем€ как ѕаоло работал над этими произведени€ми, тамошний аббат кормил его почти только одним сыром. “ак как это ему надоело, ѕаоло решил, будучи человеком робким, больше туда на работу не ходить, а когда аббат за ним посылал, он вс€кий раз, когда слышал, что его спрашивают монахи, не оказывалс€ дома, и если случайно какие-нибудь монахи этого ордена встречались ему во ‘лоренции, он пускалс€ бежать от них во всю мочь. » вот двое из них Ч более любопытные и более молодые, чем он, Ч все же однажды его нагнали и спросили, по какой причине он не приходит кончать начатую работу и почему он убегает при виде монахов. ѕаоло ответил: Ђ¬ы довели мен€ до того, что € не только от вас бегаю, но и не могу ни работать, ни проходить там, где есть плотники, а всему причиной неумеренность вашего аббата, который своими пирогами и супами, всегда начиненными сыром, столько напихал в мен€ творогу, что € боюсь, что превращусь в сыр и мен€ пуст€т в оборот вместо замазки; и если бы так продолжалось и дальше, веро€тно, € был бы уже не ѕаоло, а сыромї. ћонахи ушли от него и с превеликим смехом рассказали обо всем аббату, который, уговорив его вернутьс€ на работу, отныне заказывал дл€ него уже не творог, а другие кушань€. ѕосле этого он написал в церкви  армине в капелле св. »еронима јпулийского лицевую сторону алтар€ св.  озьмы и ƒамиана. ¬ доме ћедичи он написал темперой на холсте несколько историй с животными, которых он всегда очень любил и прилагал величайшие старани€ к тому, чтобы хорошо их изображать; мало того, он всегда держал у себ€ дома написанные им изображени€ птиц, кошек, собак, а также вс€кого рода странных животных, каких он только мог зарисовать, будучи слишком бедным, чтобы содержать живых, а так как больше всего он любил птиц, его и прозвали ѕаоло ”челло (т.е. птица). ¬ названном же доме он среди другах историй с животными изобразил нескольких дерущихс€ друг с другом львов, в своих движени€х и €рости столь ужасных, что они казались живыми. Ќо редкостной в числе других была та истори€, где зме€, борюща€с€ со львами, в смелом движении показывает всю свою €рость, испуска€ €д из пасти и из глаз, в то врем€ как присутствующа€ при этом кресть€нка сторожит быка, изображенного в прекраснейшем ракурсе.  ак раз к этому быку, равно как и к перепуганной посел€нке, убегающим от этих зверей, имеютс€ в нашей книге собственноручные рисунки ѕаоло. ¬ этом же доме наход€тс€ также весьма естественно изображенные пастухи и ландшафт, который в свое врем€ почиталс€ прекраснейшей вещью, на других же холстах он написал гарцующих всадников в вооружении того времени, изобразив многих из них с натуры.
 

ѕродолжение

 артины художника


Ќа главную

—писок художников

—сылки.
 онтакты



«ащита радиатора VOLKSWAGEN
ремонт фальцевой кровли ѕодмосковье
–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru