ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

јмедео ћодиль€ни (1884-1920)

 

јмедео  лементе ћодиль€ни (итал. Amedeo Clemente Modigliani; 12 июл€ 1884, Ћиворно, »тали€ Ч 24 €нвар€ 1920, ѕариж, ‘ранци€) Ч италь€нский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX Ч начала XX века, €ркий представитель экспрессионизма.

ћодиль€ни вырос в »талии, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи ¬озрождени€, пока в 1906 году не переехал в ѕариж. ¬ ѕариже он познакомилс€ с такими значительными художниками, как ѕабло ѕикассо и  онстантин Ѕрынкуши, оказавшими большое вли€ние на творчество ћодиль€ни. ћодиль€ни обладал плохим здоровьем Ч он часто страдал от заболеваний лЄгких и в возрасте 35 лет умер от туберкулЄза. ќ жизни художника известно лишь из немногих достоверных источников.

Ќаследие ћодиль€ни составл€ют главным образом картины и эскизы, однако с 1909 по 1914 он занималс€ в основном скульптурами.  ак на полотнах, так и в скульптуре, основным мотивом ћодиль€ни €вл€лс€ человек. ѕомимо этого сохранились несколько пейзажей; натюрморты и картины жанрового характера не интересовали художника. „асто ћодиль€ни обращалс€ к произведени€м представителей –енессанса, но и к попул€рному в то врем€ африканскому искусству. ¬ то же врем€ творчество ћодиль€ни нельз€ отнести ни к одному из современных направлений, как например, кубизму или фовизму. »з-за этого искусство веды рассматривают творчество ћодиль€ни отдельно от основных течений того времени. ѕри жизни работы ћодиль€ни не имели успеха и стали попул€рными лишь после смерти художника.

ƒетство
јмедео ћодиль€ни родилс€ в прогрессивной семье евреев-сефардов ‘ламинио ћодиль€ни и ≈вгении √арсен в Ћиворно (“оскана, »тали€). ќн был самым младшим (четвЄртым) из детей.  о времени по€влени€ на свет јмедео дела семьи (торговл€ дровами и углЄм) пришли в упадок; матери, в своЄ врем€ приехавшей из ‘ранции, приходилось зарабатывать на жизнь преподаванием французского €зыка и переводами, в том числе переводами произведений √абриеле дТјннунцио. “ак как ≈вгени€ была родом из ћарсел€, ћодиль€ни начал учить французский €зык в раннем возрасте, что позже облегчило ему интеграцию в ѕариже. —читаетс€, что именно романтическа€ натура матери оказала огромное вли€ние на мировоззрение юного ћодиль€ни. ≈Є дневник, который она начала вести вскоре после рождени€ јмедео, €вл€етс€ одним из немногих документальных источников о жизни художника.

¬ возрасте 11 лет ћодиль€ни заболел плевритом, в 1898 году Ч тифом, который был в то врем€ неизлечимым заболеванием. Ёто стало поворотной точкой в его жизни. ѕо рассказам его матери, лЄжа в лихорадочном бреду, ћодиль€ни бредил шедеврами италь€нских мастеров, а так же распознал своЄ предназначение в качестве художника. ѕосле выздоровлени€ родители позволили јмедео бросить школу, чтобы тот мог начать брать уроки рисовани€ и живописи в ливорнской јкадемии искусств.

”чЄба в »талии
 ¬ 1898 году ћодиль€ни начал посещать в Ћиворно частную художественную студию √ульельмо ћикели. ¬ свои 14 лет он был младшим из учеников в своЄм классе. ѕомимо уроков в студии с сильной ориентацией на импрессионизм, в ателье ƒжино –омити ћодиль€ни училс€ изображать обнажЄнную натуру.   1900 году здоровье юного ћодиль€ни ухудшилось, вдобавок он заболел туберкулезом и вынужден был вместе со своей матерью провести зиму 1900Ч1901 годов в Ќеаполе, –име и на  апри. »з своего путешестви€ ћодиль€ни написал п€ть писем своему другу ќскару √иль€, из которых можно узнать об отношении ћодиль€ни к –иму.

¬есной 1901 года ћодиль€ни последовал за ќскаром √иль€ во ‘лоренцию Ч они дружили несмотр€ на дев€тилетнюю разницу в возрасте. ѕосле проведЄнной в –име зимы весной 1902 года ћодиль€ни поступил в —вободную школу живописи обнаженной натуры (Scuola libera di Nudo) во ‘лоренции, где обучалс€ мастерству у ƒжованни ‘аттори. »менно в тот период он начал посещать флорентийские музеи и церкви, изучать восхищавшее его искусство ¬озрождени€.

„ерез год, в 1903, ћодиль€ни вновь последовал за другом ќскаром, в этот раз в ¬енецию, где осталс€ до переезда в ѕариж. ¬ марте он поступил в венецианский »нститут из€щных искусств (Istituto di Belle Arti di Venezia), продолжа€ при этом изучение работ старых мастеров. Ќа ¬енецианских биеннале 1903 и 1905 годов ћодиль€ни познакомилс€ с работами французских импрессионистов Ч скульптурами –одена и примерами символизма. —читаетс€, что именно в ¬енеции он пристрастилс€ к гашишу и начал принимать участие в спиритуальных сеансах.

ѕариж
 ¬ начале 1906 года, с небольшой суммой денег, которую смогла собрать дл€ него мать, ћодиль€ни переехал в ѕариж, о котором мечтал уже несколько лет, так как наде€лс€ найти понимание и стимул к творчеству в среде парижских художников. ¬ начале XX века ѕариж €вл€лс€ центром мирового искусства, молодые неизвестные художники быстро становились знаменитыми, открывались все более авангардные направлени€ живописи. ѕервые мес€цы ћодиль€ни проводил в парижских музе€х и церкв€х, знакомилс€ с живописью и скульптурой в залах Ћувра, а также с представител€ми современного искусства. ѕоначалу ћодиль€ни жил в комфортабельном отеле на правом берегу, так как считал его соответствующим своему социальному положению, однако вскоре сн€л небольшую студию на ћонмартре и начал посещать зан€ти€ в јкадемии  оларосси. ¬ то же врем€ ћодиль€ни познакомилс€ с ћорисом ”трилло, с которым они остались друзь€ми на всю жизнь. “огда же ћодиль€ни ближе сошЄлс€ с поэтом ћаксом ∆акобом, которого затем неоднократно рисовал, и ѕабло ѕикассо, проживавшем поблизости от него в Ѕато-Ћавуар. Ќесмотр€ на свое неважное здоровье, ћодиль€ни принимал активное участие в шумной жизни ћонмартра. ќдним из первых его парижских друзей стал немецкий художник Ћюдвиг ћейднер, который его назвал Ђпоследним представителем богемыї:

¬о врем€ проживани€ в ѕариже ћодиль€ни испытывал большие финансовые трудности: хот€ его мать регул€рно посылала ему деньги, их не хватало дл€ выживани€ в ѕариже. ’удожнику приходилось часто мен€ть квартиры. »ногда он даже оставл€л свои произведени€ в квартирах, когда был вынужден уходить из очередного пристанища, так как не мог оплатить квартиру.

¬есной 1907 года ћодиль€ни поселилс€ в особн€ке, который сдавал молодым художникам доктор ѕоль јлександр. ћолодой врач стал первым покровителем ћодиль€ни, их дружба продлилась семь лет. јлександр покупал рисунки и картины ћодиль€ни (в его коллекции оказались 25 живописных и 450 графических работ), а так же организовывал дл€ него заказы на портреты. ¬ 1907 году несколько работ ћодиль€ни были выставлены в ќсеннем салоне, в последующем году по насто€нию ѕол€ јлександра он выставил п€ть своих работ в —алоне Ќезависимых, среди них портрет Ђ≈врейкаї. –аботы ћодиль€ни остались без внимани€ публики, поскольку не относились к модному тогда направлению кубизм, который возник в 1907 году и чьими основоположниками €вл€ютс€ ѕикассо и ∆орж Ѕрак. ¬есной 1909 года через јлександра ћодиль€ни получает первый заказ и пишет портрет Ђјмазонкаї.

ѕродолжение

 артины художника

–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru