ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

ѕьетро да  ортона (1596-1669)

 

ѕьетро да  ортона (итал. Pietro da Cortona) (наст. им€ ѕьетро Ѕерреттини, Berrettini) (1 но€бр€ 1596,  ортона, јреццо Ч 16 ма€ 1669, –им) Ч италь€нский живописец и архитектор.

ќдин из самых €рких мастеров эпохи барокко, создатель пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах –има и ‘лоренции. ≈го монументальные циклы росписей, алтарные образы дл€ церквей, станковые живописные работы по заказам аристократии отличались высоким уровнем исполнени€ и вдохновением. Ѕудучи уроженцем “осканы, он начинал свою де€тельность там, но уже с 1612 г. начал работать в –име.

≈го талант был замечен папой ”рбаном VIII Ѕарберини, ставшим его покровителем. ¬ свою манеру, основанную на принципах классицизма мастеров болонской школы, подражание  арраччи, он привносил живые, полные фантазии детали, динамичные ракурсы, часто заимствованные из античной пластики, а также торжественную и нар€дную праздничность.

¬ р€ду лучших произведений художника картина Ч Ђћадонна со св€тымиї (1626Ч1628,  ортона, ћузей этрусской истории), в которой воплотилось все великолепие алтарного барочного образа. ¬ залитом солнцем пространстве словно ощущаетс€ движение всех фигур. ѕристрастие барокко к сложной символике указывает и богатое аллегорическое содержание.  артина была исполнена по заказу семейства ѕассерини и содержит символику духовно-рыцарских орденов, принадлежностью к которой гордились представители этого знатного рода.

ѕолотно на мифологический сюжет Ђѕохищение сабин€нокї (1627Ч1629,  апитолийские музеи, –им) было написано по заказу другого покровител€ художника Ч римского мецената —аккетти.  лассицистически чЄтко продуманна€ композици€ сочетаетс€ в нЄм с бурной, театрализованной экспрессией. Ќеистовые повороты фигур, возможно, заимствованы из произведений ƒжованни Ћоренцо Ѕернини, с которым художник сотрудничал и талант которого высоко ценил.

Ќе менее эффектно полотно ЂЌахождение –омула и –емаї (1643, Ћувр), полное динамики света и цвета. —южеты об основании ¬ечного города высоко ценились просвещЄнной аристократией, искавшей подтверждени€ древности своего происхождени€. –еминисценции чувственной красоты античного искусства всегда играли большую роль в творчестве художника (Ђ∆ертвоприношение ƒианеї, Ќациональна€ галере€ старого искусства, –им).

—амой крупной работой ѕьетро да  ортона в –име стала его фреска Ђ“риумф Ѕожественного провидени€ї (1633Ч1639, –им, ѕалаццо Ѕарберини), написанна€ в плафоне √лавного зала дворца папы ”рбана VIII Ѕарберини. –абота в апартаментах дворца была поручена ему совместно с ƒжованни Ѕернини.

ѕосле росписи √алереи ѕалаццо ‘арнезе, исполненной  арраччи, ѕьетро да  ортона стал создателем иного типа монументальной барочной росписи со словно прорывающим все преграды, устремлЄнным ввысь небесным пространством, врывающимис€ в зал облаками, пар€щими в опоре на них фигурами героев мифов, —в€щенного писани€, аллегорических персонажей. ¬се они словно плывут по небу в окружении рассе€нного золот€щегос€ от солнца света. –елигиозный сюжет сочетаетс€ в них с идеей прославлени€ папы Ѕарберини как главы католической церкви и учЄного, а также его славного рода. ѕоэтому в роспись введены элементы геральдической символики в виде изображени€ пчЄл с расправленными крыль€ми. «а эту грандиозную работу ѕьетро да  ортона был удостоен звани€ кн€з€ римской јкадемии —ан Ћука, почЄтного звани€, утвердившего его в положении первого художника –има. ¬ эти годы он имел уже большую престижную мастерскую в –име и в поздних картинах поручал доработку собственного замысла своим ученикам. «начительной работой художника стали и росписи анфилады парадных залов ѕалаццо ѕитти во ‘лоренции (1640-е), росписи ѕалаццо ѕамфили и церкви  ьеза Ќуова в –име.

¬ архитектуре талант ѕьетро да  ортона про€вилс€ с не меньшей €ркостью. ¬ своих наиболее значительных постройках в –име: вилле —аккетти (1625Ч1630), церкв€х —в€тых Ћуки и ћартины (1634Ч1650), —анта ћари€-ин-виа-Ћата (1658Ч1662), —анта-ћари€-делла-ѕаче (1656) Ч он про€вил себ€ как выдающийс€ зодчий барокко. ѕоклонник идей Ѕраманте и ѕалладио, он творчески перерабатывал их наследие. ќдним из примеров его большого даровани€ €вл€етс€, например, ансамбль площади с церковью —анта-ћари€-делла-ѕаче, в котором нагл€дно воплощены градостроительные принципы римского барокко, органичное пластическое мышление талантливого мастера этой эпохи.

ѕосле смерти √видо –ени в 1642 г. ѕьетро да  ортона перебралс€ в Ѕолонью, где стал главой местной живописной школы. ¬ самых поздних работах его ранее пышный театрализованный живописный стиль всЄ больше приобретал в период 1642-66 гг. черты продуманного аскетизма.
 


 артины художника

–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru