ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я

Ћиберале да ¬ерона (1445-1528)

 

¬о главе второй группы веронских живописцев, котора€ соперничала со школой ћороне, сто€л Ћиберале да ¬ерона. ѕо своему стилю он был миниатюристом, и, может быть, оттого что традиции дольше удерживаютс€ в искусстве малых форм как в типах лиц, так и в колористической гамме, он в течение всей жизни сохран€л тесную св€зь со старой школой. ќднако и Ћиберале не избежал вли€ни€ нового искусства. ѕотому ли, что он встречалс€ в —иене с ƒжироламо да  ремона, самым интеллектуальным, самым образным и совершенным из всех италь€нских миниатюристов, потому ли, что по возвращении в ¬ерону испытал на себе вли€ние крупного скульптора –иццо, или на него произвели впечатление шедевры молодых ћантеньи и Ѕеллини, но так или иначе все это способствовало тому, что он вкусил плоды нового направлени€.   сожалению, Ћиберале да ¬ерона так и не пон€л, кто на него вли€л больше, и отсюда проистекла неопределенность его художественной индивидуальности. ќдаренный от природы глубоким пониманием формы и внутреннего строени€ предмета, а также тонким поэтическим чувством, Ћиберале, если бы ему посчастливилось пройти флорентийскую или даже падуанскую художественные школы, не удовлетворилс€ бы немногими замечательными произведени€ми Ч случайными плодами своего таланта, а научилс€ бы систематически извлекать пользу из своих способностей, подобно опытному геологу, провод€щему систематическую разведку горных недр в поисках драгоценных металлов, а не глупцу, радующемус€ случайной находке, обнаруженной на поверхности почвы. Ќе стал бы он тогда в старости, когда исс€кает вдохновение, писать слабые и недостойные его картины.

Ќачинани€ Ћиберале да ¬ерона были блест€щими; с ранних лет он занималс€ миниатюрой, котора€, хот€ и уступала миниатюрам ƒжироламо да  ремона, все же почиталась в »талии как одна из тончайших. ¬ ней выражена мгновенность действи€ и исключительна€ смелость колорита, а временами она достигает редкостной высоты рисунка имажинистов. “е немногие, кто рассматривал его миниатюры в библиотеке —иенского собора, забывали и о голубых телах дующих Ѕореев, и о св€щенниках, увенчанных белыми тюрбанами, подобных магу  лингзору, и о «амке св€того јнгела. (ќчевидно, автор ссылаетс€ на .–ождение ¬енерыУ и на фреску в —икстинской капелле Дќчистительна€ жертва прокаженногоУ, написанными —андро Ѕоттичелли. )

¬скоре после исполнени€ этих миниатюр Ћиберале написал свою наиболее интеллектуальную и достойную восхищени€ картину Дќплакивание ’ристаУ (ћюнхен), созданную, быть может, под вли€нием Ѕеллини и особенно –иццо. Ќесмотр€ на чрезвычайно изощренный контур, выдающий руку миниатюриста, и на то, что драпирующие фигуру складки беспечно заимствованы от скульптур –иццо (где их наличие если не красиво, то по крайней мере пон€тно), картина Ћиберале производит большое впечатление. ƒаже не задаешь себе вопроса, реальны ли эти фигуры и их действи€, подлинен ли их пафос и экспресси€? ¬се еще наход€сь под вли€нием –иццо, он написал две картины, изображающие Д—в. —ебасть€наУ (одна из них в Ѕерлинском, друга€ в ћиланском музе€х). —реди современных им изображений обнаженных фигур картины Ћиберале, несомненно, принадлежат к числу самых красивых и по своим достоинствам и недостаткам могут быть сравнимы лишь со Д—в. —ебасть€номУ ѕеруджино. ‘он миланской картины представл€ет собой прекрасный канал в ¬енеции с роскошными дворцами и жизнью под открытым небом. ≈ще большее восхищение вызывает сама€ очаровательна€ картина Ћиберале да ¬ерона Ч ДƒидонаУ (Ћондон, Ќациональна€ галере€) с ее архитектурой, чисто материальным великолепием, соотношением фигур, декораивным убранством и пейзажем, то есть всеми теми качествами, которые позже сыграли такую роль в искусстве ѕаоло ¬еронезе.

— другой стороны, Д рещениеУ Ћиберале в ¬еронском соборе, хот€ и созданное под вли€нием великого произведени€ ћантеньи, наход€щегос€ в ”ффици, имеет в себе что-то грубоватое и напоминающее тирольский пейзаж, среди которого пастух, поющий народные напевы, вдруг попытаетс€ исполнить Д–ождественскую ораториюУ Ѕаха.

ј последние работы Ћиберале да ¬ерона показывают нам, как мало он удел€л времени серьезной живописи, потому что больша€ часть его фигур совершенно не материальна.
 


 артины художника

–†–µ–є—В–Є–љ–≥ –°–∞–є—В–Њ–≤ YandeG –Я—А–Њ–і–∞–ґ–∞ –Ї–∞—А—В–Є–љ –Р—А—В–Э–∞—Г - —Е—Г–і–Њ–ґ–љ–Є–Ї–Є –Є –Ї–∞—А—В–Є–љ—Л –°–Њ—О–Ј –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—М–љ—Л—Е —Б–∞–є—В–Њ–≤ –І–Ш–°–Ґ–Ђ–Щ –Ш–Э–Ґ–Х–†–Э–Х–Ґ - logoSlovo.RU Arts.In.UA
PR-CY.ru